Гуманитарные науки, Наука

Минувших дней воспоминанья

Аппарат для записи «на ребрах»
Аппарат для записи «на ребрах»

В Институте языка, литературы и истории КарНЦ РАН находится фонограммархив. Наиболее ранние записи датируются 1938-1941 годами и представляют собой уникальную коллекцию из 182 пластинок, изготовленных из рентгеновской пленки.

В 2005 году на своей 33-й сессии организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) утвердила резолюцию, в которой провозгласила 27 октября Всемирным днём аудиовизуального наследия. Этот праздник напрямую связан со всеми архивами, содержащими звуковые и видео фонды, представляющие собой целый пласт культуры нашего общего прошлого, который позволяет путешествовать во времени, проживать события давно минувших дней, осознавать свое место в настоящем и задумываться о будущем.

С XIX века и до настоящего времени мы наблюдаем за стремительно развивающимися технологиями в области аудио- и видеозаписи. В 1877 году Томас Эдисон изобрел фонограф, позволяющий и зафиксировать и воспроизвести живой звук. В России фонограф появился с 1878 года и достаточно быстро завоевал популярность, особенно среди музыкантов, этнографов, фольклористов. На фоновалики записывались голоса политиков, общественных деятелей, представителей литературы и искусства.

Конец XIX века ознаменовался рождением кинематографа, сначала немого, а уже с 20-х годов XX века  кино  становится звуковым. С 1950-х годов магнитная пленка обозначает новую веху в истории звуко- и видеозаписи. А самое начало XXI  века переносит нас уже в цифровую эру. Архивы хранят ценные материалы с наследием прошлых лет на валиках, пластинках, кассетах, дисках. Все эти носители уязвимы и недостаточно долговечны и зачастую нуждаются в реставрации и оцифровке.

В старейшем научно-исследовательском учреждении Карелии – Институте языка, литературы и истории, в прошлом году отметившем свое 85 летие, находится фонограммархив, где хранятся бобины, компакт-кассеты, аналоговые и цифровые диски, жесткие диски с фольклорными, этнографическими и лингвистическими материалами на карельском, русском, вепсском, ижорском, ливском, саамском и ингерманландском языках. Все они имеют большую научную и культурную важность.

Наиболее ранние записи датируются 1938-1941 годами и представляют собой уникальную коллекцию из 182 пластинок, изготовленных из рентгеновской пленки. Они получили название записей «на ребрах» или «на костях». Основное распространение такие пластинки получили в послевоенные годы, когда пластинки с западной музыкой не продавались и эти кустарные записи были практически единственной возможностью услышать запрещенный в Советском Союзе джаз.

К сожалению, до настоящего времени нам не удалось узнать, кем был сделан аппарат для записи пластинок «на костях» в институте и чья это была идея. Однако, коллекция сохранилась и представляет запись живых голосов самых лучших исполнителей русского и карельского фольклора того времени. На пластинки были записаны эпические песни, сказки, причитания, лирические песни, а также ряд новин.

Основная часть записей была сделана в отрывках, поскольку пластинка позволяла записывать всего несколько минут звучания. Гибкие грампластинки хранят голоса последнего поколения северно-русских и карельских сказителей: П.И. Рябинина-Андреева, П.Г. Горшкова, М.Е. Самылина, Н.В. Кигачева, Ф.А. Конашкова, И.Т. Фофанова. А.Ф. Никифоровой, Т.Е. Туруева и других.

На сайте аудиопортала о музыке и средствах ее воспроизведения в статье «Записи на костях. Из истории советской грамзаписи» описан процесс записи на такие пластинки. Автор статьи отмечает, что для осуществления записи «на костях» использовали прибор, собранный из разных аппаратов использовавшихся для воспроизведения грампластинок.

Пластинки из рентгеновской пленки
Пластинки из рентгеновской пленки

Пластинки из рентгеновской пленки

Обычными ножницами из квадратного рентгеновского снимка вырезали круг, который редко получался идеально ровным. Но форма не имела большого значения, разве что для внешнего сходства с виниловой пластинкой. Затем в середине этого круга шилом аккуратно протыкали дырочку. Самодельную пластинку ставили на рекордер. Главным отличием записывающего устройства от обычного проигрывателя была сама игла, а точнее ее отсутствие. Вместо нее использовался самодельный резец с очень острым кончиком, который мог не только скользить по дорожке и воспроизводить звук, но и прорезать «на кости» эту самую дорожку. Резец двигался в такт звукам и вырисовывал на крутящемся рентгеновском снимке идентичную музыкальную дорожку. При этом он оставлял тоненькую стружку, которую необходимо было часто снимать. Но еще более важно было сохранять тишину: любой скрип или вздох тоже улавливался самодельным рекордером и становился неотъемлемой частью звуковой дорожки[1].

Эти записи «на костях» являются единственными звуковыми материалами Фонограммархива, записанными до начала Великой Отечественной войны. Впоследствии были сделаны копии гибких пластинок на кассеты, а к настоящему времени все пластинки переведены в цифровой формат, что дает возможность переносить их на более надежные и постоянно совершенствующиеся цифровые носители и использовать в научной работе.

Подобные удивительные путешествия во времени возможны благодаря  изучению архивных материалов, бережно хранящихся в архивах, с работой которых и связан праздник Всемирного дня аудиовизуального наследия.

На фотографиях: пластинки из рентгеновской пленки (Фонограммархив ИЯЛИ КарНЦ РАН) и аппарат для записи «на ребрах», хранящийся в Музее бытовой радиоэлектроники.

_____________

[1] Записи на костях. Из истории советской грамзаписи./ Аудиопортал о музыке и средствах ее воспроизведения http://audioportal.hi-fi.ru/showthread.php/58034-%C7%E0%EF%E8%F1%E8-%ED%E0-%EA%EE%F1%F2%FF%F5

 

Об авторе: Елена Марковская — научный сотрудник Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН.