14 ноября исполнилось 75 лет актрисе Русского театра драмы, заслуженной артистке России Эльвире Александровне Утикеевой.
Более полувека назад, окончив Государственную театральную студию при Омском драматическом театре, в Петрозаводск приехала юная артистка. С первого же сезона её стали назначать на роли молодых героинь, сначала второго, а затем и первого плана. И действительно, она была олицетворением своего времени, прекрасных шестидесятых годов — красивая, свободная, искренняя. Таковы были и ранние роли актрисы — молодые социальные героини: честные, правильные и наивные, такие как Тоня Гончарова в «Опаснее врага» Д. Аля и Л. Ракова, Даша в «Коллегах» В. Аксёнова и Ю. Стабового и прочие.
Подобный типаж в изобилии поставлялся советской драматургией того периода, и в каждой из этих достаточно схематичных ролей надо было найти изюминку, что Эльвире Утикеевой всегда удавалось, благодаря живости характера.
Но интереснее было исполнять характерные ролях, такие как Валька-кассирша в «Иркутской истории» А. Арбузова, Сонетка в «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова и многие другие, где было больше пространства для игры.
Нельзя не вспомнить и другие роли, образы, женские судьбы, созданные Эльвирой Александровной на сцене нашего театра — Наташу в «104 страницы про любовь» Э. Радзинского, Лику в «Моём бедном Марате» А. Арбузова, Ольгу Рыжову в «Сослуживцах» Э. Брагинского и Э. Рязанова и многие-многие другие. В каждой из них — владение всем арсеналом технических средств, позволяющих рисовать образ точными мазками, свободно погружаясь в стиль и атмосферу спектакля. Уже в образах тех лет проявилась особенность, свойственная поздним ролям артистки, которую можно охарактеризовать как утончённую ироничность.
Эльвира Утикеева обладает широким актерским диапазоном и глубоким проникновением в характер персонажа. Отсутствие узконаправленного амплуа позволило ей создать ряд центральных ролей разного плана, таких как Стефка в «Панне Маличевской» Запольской. Донна Анна в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина, Лейди Торренс в спектакле «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса, Линда в «Смерти коммивояжёра» А. Миллера. Особенной удачей стала блестящая роль страстной мятущейся Гертруды в «Гамлете» У. Шекспира.
Позднее проявилась ещё одна особенность артистки Утикеевой — ей исключительно удавались образы сильных, решительных женщин, тех, что в любых условиях умеют «держать спину прямой». Ведь Эльвира Александровна не только на сцене, но и в жизни всегда настоящая леди.
Зрители Русского театра драмы 80-90-х годов помнят оживающий в её устах булгаковский текст в «Мастере и Маргарите» или уверенную в своей правоте Екатерину Николаевну Юрьеву, врача-психиатра в «Женском столе…» В. Мережко и прочие роли тех лет.
В дальнейших ролях ироничность всё нарастала, а утончённость становилась всё изысканнее. Так появился образ Фелисити Честерфилд в мелодраме «Когда лошадь теряет сознание» Ф. Саган — аристократки с жёстким стержнем внутри. А позднее и одна из самых органичных ролей Утикеевой — Бабушка в «Когда деревья умирают стоя», интеллигентная, мудрая женщина с присущим ей чувством такта, внутренней доброты и справедливости. В том же ключе решена блестящая роль сезона 2000/2001, отмеченная премией «Онежская маска», — Доктор в «Сонате для троих» И. Бергмана. Это уже почти сверхчеловеческий образ, скорее некая инфернальная сила в облике умной, тонкой и хитрой женщины.
Высокий профессионализм, природная одарённость и хорошие сценические данные позволили Эльвире Александровне создать множество разноплановых ролей в спектаклях современного, классического, зарубежного и детского репертуара. Каждый образ, созданный Эльвирой Утикеевой, отличается особенной речевой, вокальной и пластической яркостью. Что бы ни играла Эльвира Александровна, в каждая ее роли чувствуется атмосфера спектакля, авторский стиль, в каждой есть сочетание собственного актерского почерка с точным воплощением режиссерского замысла.
Актрисе довелось работать с режиссерами, принадлежащими самым разным творческим направлениям, исповедующими различные творческие принципы, и каждый находил в ней что-то отвечающее именно его целям и задачам. Сценические работы Эльвиры Александровны помнятся до сих пор и не перестают удивлять коллег и зрителей своей искренностью и эмоциональностью в течение десятилетий.
Звание заслуженной артистки Карелии, присвоенное в 1989 году, и заслуженной артистки России, присвоенное в 1998 году, подтвердило признание таланта Эльвиры Александровны, её творческой индивидуальности, работоспособности, заслуг в профессиональном искусстве Карелии. Для самой актрисы главным критерием всегда была заслуженная любовь зрителей, ходивших специально «на Утикееву».
Бывших артистов не бывает. Основные интересы настоящего художника при любых жизненных условиях находятся в сфере культуры и искусства. Ещё параллельно с работой в театре Эльвира Александровна много и активно выступала с чтецкими программами, помогала другим людям овладеть выразительной речью, создавала сценарии, проводила музыкально-поэтические программы. Творческое горение, удивительная чуткость к художественному слову, организаторский и педагогический талант Эльвиры Александровны помогли многим людям восстановится и найти своё место в жизни.
От имени Союза театральных деятелей, театра Ad Liberum и всех коллег и друзей поздравляем Эльвиру Александровну с днём рождения, желаем ей здоровья, неизменного счастья в детях и внуках и новых ярких впечатлений. Пока в мире есть поэзия, музыка, кинематограф, живопись, графика, скульптура, архитектура и всё поистине прекрасное, человеку с таким богатым внутренним миром, как у Эльвиры Александровны, будет чем жить.
Фото из архива Русского театра драмы