Накануне нового учебного года, сулящего не всегда понятные изменения, министр образования Карелии Александр СЕЛЯНИН ответил на вопросы наших читателей. Они оставили их на нашем сайте http://gazeta-licey.ru.
«Какие перемены ждут школу в этом году?»
– Два принципиальных новшества, но начну с ожидаемого. С нетерпением ждем новое поколение государственных образовательных стандартов. В нем должно быть прописано, к какому результату мы должны ребенка привести, каковы условия обучения. Федеральное министерство готовится изменить парадигму общего образования. С 30-х годов был подход, согласно которому цель общего образования – постижение всех наук. Теперь закладывается компетентностный подход: не столь важно, сколько ребенок будет знать, намного важнее, что он будет уметь.
Теперь о том, что уже решено. Грядет новая оплата труда, федеральный центр ускоряет ее введение. В 9 муниципалитетах Карелии – в одних с 1 сентября, в других с 1 ноября – будет введена новая система оплаты труда (НСОТ). Она охватит 16 процентов школ. С 1 декабря уже на федеральную НСОТ должны перейти госучреждения образования, в Карелии их два. По опыту знаем, что обычно эти решения распространяются на муниципальные учреждения, школы в том числе. При НСОТ большие полномочия появятся у руководителей, поэтому мы настаиваем, чтобы оценка работы учителя давалась с обязательным подключением общественности, родителей в первую очередь, и социальных партнеров.
И, наконец, еще одно изменение этого учебного года – ЕГЭ становится единственной возможной формой государственной аттестации. В Карелии к перечню ЕГЭ добавится еще иностранный язык. Остается вопрос по литературе. Возможно, будет принято решение проводить экзамен по литературе в какой-то иной форме. Точно будет известно в первом полугодии.
«Очень много говорят о новой системе оплаты труда. Где можно найти утвержденный документ, из которого я могу взять точную информацию?»
– По республиканским учреждениям – на сайте Министерства образования РК, по муниципальным – в органах управления образования пилотных территорий. В учреждениях, где непосредственно вводятся новые системы оплаты труда, документы есть и доведены до коллектива. Должно быть дополнение к трудовому договору, в котором отдельно прописаны все надбавки и механизм стимулирующих выплат, с подписью работника.
«Сохраняется ли аттестация при новой системе оплаты труда?»
– Сохраняется, хотя во многих регионах, где проводится эксперимент, пошли на переаттестацию. В Псковской области 70 процентов учителей по ее итогам не соответствуют установленной категории. У них зарплата не увеличилась или даже понизилась. Но мы понимаем, что аттестация – тяжелый процесс в социальном и моральном плане, выбрали промежуточный вариант и оставили процент повышения оклада в зависимости от квалификационной категории, он очень маленький. То есть квалификационной категории не придаем главного значения в повышении зарплаты.
Введение новой системы оплаты труда приведет к увеличению зарплаты педагогов на 25 – 30 процентов. В зависимости от качества работы учителя она будет варьироваться от 9 до 17–18 тысяч. Главный источник дифференцированной оплаты – высокий результат педагогической деятельности.
«Как вы оцениваете вопросы ЕГЭ по истории и обществознанию? Можно ли натаскать на ЕГЭ?»
– Я тестировал себя – отвечал на пробные варианты ЕГЭ по истории. Ста баллов не набирал, но на пятерку отвечал. На ЕГЭ натаскать в принципе нельзя. Особенно печально, когда об этом говорят учителя. Значит, они и раньше натаскивали, а не учили предмету, шли по пути заучивания самых важных фактов, понятий, персоналий. Но в ЕГЭ три части. На блок А натаскать можно, как и на устный экзамен. Блок В требует определенных аналитических способностей, установления причинно-следственных связей. А часть С предполагает умение работать с документом, давать критический анализ. Поэтому, считаю, по истории экзамен в форме ЕГЭ возможен. К обществознанию у меня отношение сложнее. Это мировоззренческий предмет, он формирует общую картину мира.
«Как оценивает министр качество образования в карельских школах?»
– При всех сложностях и минусах ЕГЭ он дает независимый и сопоставимый срез уровня образования, предоставляемого в разных школах разными учителями. По всем предметам, за исключением географии, у нас средний балл выше, чем по России. Это говорит о том, что качество образования в Карелии находится на хорошем уровне. Для меня еще важен такой критерий, как атмосфера в школе. Это главный показатель воспитательного уровня. От большинства выпускников слышу в основном положительные отклики. Психологи говорят, что для успешности в жизни важно пережить ситуацию успеха в ученическом возрасте. К сожалению, не все школы этому критерию соответствуют.
«Представляется ли возможным сохранить в современных условиях традиции карельской педагогики?»
– Если речь идет о педагогах, работавших и работающих в Карелии, то, конечно, такие возможности есть и их становится больше. Идеология современной модернизации образования подразумевает, что учитель, работающий творчески, внедряющий инновационные методы, поддерживается в первую очередь, и финансово в том числе благодаря дифференцированной заработной плате. Если же речь о традициях этнокультурного образования, то продолжает действовать учебный план для таких школ. Если о национальной составляющей, то сохраняется поддержка национальных языков. В новом стандарте задел для регионального компонента будет. Так что никакой угрозы для потери традиций не наблюдается.
«С этого учебного года оплату Интернет-трафика должны взять на себя сами регионы, а не Москва. Готова ли к этому Карелия?»
– Готова. С 1 ноября прекращается оплата трафика федеральным центром. До конца года нужно 400 тысяч рублей, эти средства в республике уже зарезервированы. На 2009 год потребуется 9 миллионов рублей. В ближайшее время объявим конкурс на предоставление услуг по подключению к Сети.
«Меня интересует Интернет-образование детей-сирот! Будет ли в этом году вестись работа по этому направлению? Мы готовы помочь. Александр Гезалов».
– Будут вестись. Благодарны помощи, которую оказывает организация «Равновесие», потому что педагоги детских домов недостаточно владеют этой технологией, не хватает компьютеров. Любой помощи благодарны, тем более когда появляются новые люди, которые приобщают детей к современным видам коммуникаций.
«Будет ли наконец уменьшаться бумажная отчетность? Учителей, особенно классных руководителей, просто замучали!»
– Печатание бумаг, конечно, должно уменьшаться, школы достаточно оснащены компьютерами. Но отчетность как была, так и останется. Ее действительно много в нацпроекте, мы все страдаем, не только классные руководители. Хотя везде за бюджетными деньгами следует проверка их целевого использования, результативности. Переводить отчетность в современные формы, конечно, нужно. Другое дело, что в системе образования часто очень много своей отчетности, которую делают по старой памяти. Вот к этому нужно подойти критически на уровне школы. Иногда перегибают планку, требуя планов-конспектов уроков. Однако такого указания нет, должно быть поурочное планирование. У классного руководителя – план мероприятий плюс анализ, как он выполнен, – по итогам года, а не каждую четверть.
«Слышала, что теперь родители сами будут оплачивать пребывание детей в группе продленного дня в школах. Так ли это? Если нет, то сохранятся ли эти группы в школах?»
– Конечно, оплата за группу продленного дня вводиться не будет. Однако нигде не прописаны государственные гарантии по группам продленного дня. При подушевом финансировании, если детей в школе много, у нее есть возможность сохранить такие группы. Модель школы полного рабочего дня предполагает, что у учителей начальных классов будет планироваться не только их учебное, но и внеучебное время. Появится резерв для работы в качестве воспитателя на группе продленного дня.
«Стоит ли вопрос о переходе дополнительного образования на платную основу?»
– Наоборот, в типовое положение о дополнительном образовании два года назад внесены изменения, которые исключали родительскую плату. Другое дело, что это действительно дополнительное образование, поэтому государственных гарантий его всеобщности нет. Это полномочия муниципалитета, депутаты полномочны решать, какие кружки будут бесплатными на территории муниципалитета. Кстати, в Карелии один из самых высоких уровней охвата детей дополнительным образованием – свыше 70 процентов, благодаря тому что мы сохранили его софинансирование из республиканского бюджета. Конечно, у нас есть приоритеты. Считаем самыми важными направлениями физкультурно-спортивное и техническое. Первое помогает сохранить здоровье, второе привлекает детей наиболее сложных, с девиантным поведением. Меня не устраивает, что у нас активно развиваются, причем на бесплатной основе, кружки ручного труда, пения, танца. Они нужны, но это не приоритетное направление для государственной поддержки. Хотя я не призываю их сокращать, это забота муниципалитетов. А какие-то платные услуги должны, конечно, появляться.
«Моему ребенку 2,5 года. Стою на очереди с самого его рождения. Никаких перспектив попасть в детский сад даже через год. Хотела устроиться в садик нянечкой, но и это практически невозможно! Что делать?А мне надо работать, т.к. в семье есть еще и старший ребенок, который учится, а мужу зарплату не выплачивают вовремя!»
В Петрозаводске самая острая ситуация с устройством детей раннего возраста в детский сад. Советую повторить попытку устроиться нянечкой, вакансии есть. Для семей, которые в особом положении, есть специальная комиссия, которая в порядке исключения принимает решение о направлении ребенка в детский сад, если действительно есть объективные обстоятельства. Конечно, необходимо строить новый детский сад, он планируется на Древлянке.
«В нашем городе построено уже немало игровых площадок, но все они для маленьких детей. А куда деваться подросткам? Нельзя ли делать спортивные площадки для подростков хоть по одной бы на район. А там выдавать в прокат настольные игры, мячи и другой спортивный инвентарь. Такое было в нашем детстве в Парке пионеров. Глядишь, подростки и не стали бы оккупировать беседки детских садов и устраивать там погромы. Им ведь совершенно негде встречаться!»
– Вопрос больше к местной администрации. Город сделал серьезный прорыв в создании пространства для маленьких детей, но для подростков, которые любят роликовые коньки, скейтборды площадок нет. Никому не нравится скопление возле Финского театра, но не от хорошей жизни ребята там собираются. Знаю, в районах города стихийно организуют роллеродромы, не всегда безопасные для здоровья. Поэтому создание парка для подростков и молодежи было бы следующим существенным вкладом в организацию досуга. Но надо отметить, что в Петрозаводске сохранена система дворовых клубов – это единственный такой город в Карелии, не знаю, много ли их в России.
«Заочная школьная академия после 15 лет существования закрылась.
Пригласили детей из районов, набрали впедагогов, провели прошлой осенью единственную сессию и без объяснения причин все прекратили. Детей, родителей, педагогов обманули. Разве так можно?»
– Будем требовать организации ее системной работы. Речь шла, как минимум, о дистанционном сопровождении слушателей академии… Будем разбираться.
«Лицей», № 8-9, 2008