Первый вопрос, который возник после фильма Эмира Кустурицы «По Млечному пути», — что это было? Фильм о любви? Фильм о том, что животные лучше и благороднее людей, фильм о мерзостях войны и справедливом возмездии? О магнетизме балканского народа? Такой «коктейль» трудно было переварить сразу.
Специально не читала отзывов критиков и не вступала в обсуждения в интернете, потому что хотела поделиться только своим впечатлением.
Фильм начинается с ужасной картины: ярко-синим днем режут свинью, бедная заходится в предсмертном визге, тут же белоснежные гуси, похожие на лебедей, в панике шарахаются, попадают в корыто с кровью и, окровавленные, испачкавшие свою прекрасную белизну, бегут прочь. И кровь не скатывается с них, как «с гуся вода», она их пачкает.
Вообще крови и смерти в фильме запредельно много. Понятно, что война никогда не бывает красивой, но зрителей на протяжении всего фильма окунают в войну, как глупых непонимающих птиц.
Сюжет таков. Война на Балканах. Музыкант и молочник, его играет Эмир Кустурица, переживший изуверскую смерть близкого человека, после чего нормальные люди попадают в психушку, сохранил доброту и наивность ребенка. Красивая и влиятельная местная амазонка (судя по неадекватности поведения, тоже явный пациент психиатра) отчаянно и агрессивно желает за него замуж.
Но появляется привезенная в невесты брату амазонки прекрасная итальянка – Моника Белуччи, которая посмела пойти поперек желания высокопоставленного генерала и скрывается от его жестокой мести.
Итальянка-доярка и музыкант-молочник («млечный путь» означает «молочная дорога») влюбляются друг в друга и бегут от боевиков генерала. А те уже успели огнеметом сжечь всю деревню вместе с амазонкой и ее братом. Ужасное мучение зрителю переживать эту погоню! Кустурица – настоящий мастер реалистичных картин, от которых кровь стынет в жилах. Мужчина и женщина прятались в ледяной воде колодца, убегали под пулями в открытое поле, спали в дупле с осами, сидели под водой с соломинками во рту для воздуха. Но преследователи настигли их на минном поле. Тяжело смотреть, как путем нечеловеческих усилий и с помощью божественного чуда мужчина и женщина почти спаслись, но любимая все же погибает, и герой Кустурицы не желает больше жить.
Фильм мощный. Потрясающая натуралистичность съемок, красота балканской природы, женская магия Моники Белуччи рядом с сильной энергетикой Кустурицы. Животные в картине – отдельный рассказ. Осел, медведь, змея играют так, как будто Кустурица их заколдовал-загипнотизировал. Как можно было снимать сцены со змеей? А сцена с медведем вообще шедевр.
Кажется «По Млечному пути» мог стать фильмом всех времен и народов в моем личном рейтинге, но вот чего-то не хватило.
Неубедительной получилась именно главная тема фильма – любовь (надеюсь, что всё-таки не война), не пережили ее глубоко актеры ни глазами, ни телами, ни душой. Не имею в виду эротические сцены, нет. В фильме нет противовеса тем страданиям, которые испытали любящие мужчина и женщина. Хотелось почувствовать, ради чего все было. Но в этом безумном коктейле было много крови и совсем мало любви. Режиссер будто хотел сказать: «Видите, какие испытания они прошли, значит это великое чувство».
На самом деле всё должно быть наоборот. Зрителю изначально важно поверить в любовь, с которой легко скользить по Млечному пути, взявшись за руки, и которую смерть не берёт.
И всё-таки финал фильма хорош. Впечатляющая картина огромного поля, полностью покрытого белыми камнями, каждый из которых Кустурица-старец принес сам, добровольно назначив себе епитимью в память о любимой.