Главное, Культурный променад с Зоей Арнаутовой

Млечный путь Кустурицы

По Млечному пути. Кадр из фильма
kinopoisk.ru

Первый вопрос, который возник после фильма Эмира Кустурицы «По Млечному пути», — что это было? Фильм о любви? Фильм о том, что животные лучше и благороднее людей, фильм о мерзостях войны и справедливом возмездии? О магнетизме балканского народа? Такой  «коктейль» трудно было  переварить сразу. 

Специально не читала отзывов критиков  и не вступала в обсуждения  в интернете, потому что  хотела  поделиться  только своим впечатлением.

Фильм начинается с ужасной картины: ярко-синим днем режут свинью, бедная  заходится в предсмертном визге, тут же  белоснежные гуси, похожие на лебедей, в панике шарахаются, попадают в корыто с кровью и, окровавленные, испачкавшие свою прекрасную белизну, бегут прочь. И кровь не скатывается  с них, как «с гуся вода», она их пачкает.

Вообще крови и смерти в фильме запредельно много. Понятно, что  война никогда не бывает красивой, но зрителей на протяжении  всего фильма окунают в войну, как глупых непонимающих птиц.

Сюжет  таков. Война на Балканах. Музыкант и молочник, его играет Эмир Кустурица, переживший изуверскую смерть близкого  человека, после чего нормальные люди попадают  в психушку, сохранил доброту и наивность ребенка. Красивая и влиятельная местная амазонка (судя по неадекватности поведения, тоже явный  пациент психиатра) отчаянно и агрессивно желает за него замуж.

Но появляется привезенная в невесты брату амазонки прекрасная итальянка – Моника Белуччи, которая посмела пойти поперек желания высокопоставленного генерала и скрывается от его жестокой мести.

Итальянка-доярка и музыкант-молочник («млечный путь» означает «молочная дорога») влюбляются друг в друга и бегут от  боевиков генерала. А те уже успели огнеметом сжечь всю деревню вместе  с амазонкой и ее братом. Ужасное мучение зрителю переживать эту погоню! Кустурица – настоящий мастер реалистичных  картин, от которых кровь стынет в жилах. Мужчина и женщина прятались в ледяной воде колодца, убегали  под пулями в открытое поле, спали в дупле с осами, сидели под водой с соломинками   во рту для воздуха. Но преследователи настигли их на минном поле. Тяжело смотреть, как путем нечеловеческих усилий и с помощью  божественного чуда мужчина и женщина почти спаслись, но любимая все же погибает, и герой Кустурицы не желает больше жить.

Фильм  мощный. Потрясающая натуралистичность съемок, красота балканской  природы, женская магия   Моники Белуччи  рядом с сильной энергетикой Кустурицы. Животные в картине – отдельный рассказ.  Осел, медведь, змея играют так, как будто Кустурица их заколдовал-загипнотизировал. Как можно было снимать сцены со змеей? А сцена с медведем вообще шедевр.

Кажется «По Млечному пути» мог стать фильмом всех времен и народов в моем личном рейтинге, но вот  чего-то не хватило.

Неубедительной получилась именно главная тема фильма – любовь (надеюсь, что всё-таки не война), не  пережили ее  глубоко актеры ни глазами,  ни  телами, ни  душой. Не имею в виду эротические сцены, нет. В фильме нет противовеса тем страданиям, которые испытали любящие мужчина и женщина. Хотелось почувствовать, ради чего все было.  Но в этом безумном коктейле было много крови и совсем мало любви. Режиссер будто хотел сказать: «Видите, какие испытания они прошли, значит это великое  чувство».

На самом деле всё должно быть наоборот. Зрителю  изначально важно поверить в любовь, с которой  легко скользить по Млечному пути, взявшись за руки, и которую смерть не берёт.

И всё-таки финал фильма  хорош. Впечатляющая картина огромного поля, полностью  покрытого  белыми  камнями, каждый из которых  Кустурица-старец принес сам, добровольно назначив себе епитимью в память о любимой.

 

 

 

  • Небо. Птицы. Любовь.

    (несколько штрихов для фильма Эмира Кустурицы «По Млечному Пути»)

    Калатозовский фильм «Летят журавли» 1957 года, всё-же необходимо знать.
    Хотя-бы потому, что это первый советский фильм, отмеченный каннской наградой. Остаётся по сию пору единственным полнометражным советским (российским) фильмом, который выиграл главный приз фестиваля — «Золотую пальмовую ветвь».

    Ну, а здесь же…
    это Символ воспоминания из детства, «вне времени».
    История Моники начинается именно с него, с любимого советского фильма (кстати, его стоит пересмотреть, в том числе и потому, что это полный контраст с данным фильмом;
    актёры у Калатозова ПРОЖИВАЮТ ЖИЗНЬ, прямо по школе Станиславского; думаю, именно по этой причине кадры из «Журавлей» лишь промелькнули на экране, как воспоминание из той, «другой» жизни;
    актеры же у Кустурицы ИГРАЮТ, очень здорово, но ИГРАЮТ,
    это вполне очевидная картина).

    Постоянная стрельба (даже в перемириях) есть уже даже не контекст, а просто язык. Война, любовь, смерть, часовой механизм, всё это красиво и сознательно «в никуда»…

    Новая фактура, едва возникнув, тут же отрабатывается.

    Млечный Путь — не только путь Косты-молочника, но и Стоунхэндж, состоящий из осколков, вывернутый вовнутрь, в финале.

    Разбитое на осколки звёздное небо,
    (Иммануил Кант тоже, как мы понимаем, не зря возник)
    и Человек, со своей историей любви, как центр этой Вселенной.
    Горизонталь (Путь) смыкается с Вертикалью (Космос).

    Фильм по форме «разомкнут».
    Заявленный в завязке сюжета намёк на конкретный «мир иной», в развязке, после разработки темы, никак не подтверждается.
    Это отнюдь не говорит о том, что наш Путник в финальных кадрах отправился «в никуда».
    Это говорит лишь о том, что «история на этом не закончилась», что «продолжение следует».
    Динамический, неустойчивый сюжет.

    Логика «восстановленного сновидения».

    Этот фильм нужно иметь в фильмотеке,
    вне всякого сомнения.

    Подробнее:
    http://oleggureev.livejournal.com/1710527.html

  • ИЛ

    Спасибо, Зоя, за отклик!! Было интересно узнать, как другие люди оценили фильм.. Мне не пришла в голову мысль о том, что животные лучше человека, а она и в самом деле читается.. Скажу честно: если бы я смотрела фильм дома по компьютеру, я выключила бы его уже на первой сцене с гусями и свиньей.. Должно быть все-такие какое-то равновесие, или даже перевес добра над злом.. В мире, ведь, так и есть..Если бы зла было больше, мир давно бы погиб..А тут -такая безысходность, что, хоть вешайся..Не спасает ни красота пейзажей, ни зверье, ни любовь..Сам Кустурица в качестве актера меня не убедил..Увы.. Очень много зверства..И когда гибнут уже даже не люди, а овцы на минном поле, понимаешь, что все.. Нет никакой надежды… Вообще..Съемки с животными, и впрямь, впечатляют..С птицами, змеями- это же не собаки..Их обучать сложно..Ни за что не хотела бы еще раз посмотреть этот фильм снова..Никогда..