Школа и вуз

Новая высота Ольги Тулубаевой

Абсолютным победителем конкурса «Учитель года Карелии-2013» стала преподаватель математики петрозаводской гимназии № 17.

Ольга Тулубаева месяц назад была признана лучшим учителем в Петрозаводске, и вот взята новая высота. Награда — денежный приз в 30 тысяч рублей от правительства Карелии и возможность представить республику на российском конкурсе «Учитель года-2013».

Победитель и лауреаты конкурса вместе с Ириной Кувшиновой, министром образования Карелии

Жюри также определило четырех лауреатов в разных номинациях. Елена Никифорова, учитель математики сегежской средней школы № 5, признана лучшим классным руководителем. Лауреатами среди предметников стали Марина Вдовина, учитель русского языка и литературы Тунгозерской основной школы Лоухского района, и Светлана Харина, учитель начальных классов средней школы № 2 Питкяранты. В номинации «Учитель родного языка» наградили Ольгу Никитину, учителя карельского языка Коткозерской средней школы Олонецкого района. Всем лауреатам вручены призы и денежное поощрение в 15 тысяч рублей.

Всего в конкурсе участвовали 20 сильнейших карельских педагогов. В первый день учителя выдержали два серьезных испытания — беседу с учащимися и защиту педагогической концепции. Вчерашний день выдался не менее насыщенным. С утра конкурсанты давали открытые уроки в Специализированной школе искусств и в Финно-угорской школе имени Леннрота.

Как всегда, зрителям пришлось выбирать, к кому из педагогов пойти на беседу, защиту концепции и открытый урок. В Специализированной школе искусств можно было успеть посмотреть от начала до конца всего четыре беседы со школьниками, а позже послушать размышления о четырех педагогических концепциях или посетить четыре открытых урока.

День первый

Как мне кажется, беседа со школьниками в условиях конкурса — испытание ответственное для учителя и скучноватое для ребят. Часть из них, особенно среднего и старшего возраста, поглядывала в окошко, торопясь вырваться из школы на солнышко, в долгожданную карельскую весну — в первый день конкурса погода стояла отличная. И это несмотря на то что поговорить можно было на три совершенно разные темы. Все они были записаны на доске. Обычным большинством голосов учитель узнавал, о чем же ему придется говорить с учениками, которых он видит впервые.

Жюри конкурса

Молодежное жюри 

Так, Ольга Ивановна Тулубаева и Марина Анатольевна Вдовина беседовали с ребятами на тему «Успешный человек. Какой он?». Общение получилось, конечно, разным. Хотя бы потому, что на одну и ту же тему с шестиклассниками общался математик, а с девятым классом — филолог. Ольга Ивановна говорила о пути к успеху и даже наметила с ребятами несколько последовательных действий к достижению желаемого. Марина Анатольевна больше спрашивала и составляла словесные каламбуры. А вот начало у этих уроков было почти одинаковым: школьников попросили встать, поздороваться, закрыть глаза и вспомнить о чем-то приятном.

Кстати, с Мариной Анатольевной Вдовиной мы познакомились после того, как она решила взять у своих учеников интервью. Вопрос был простой: «Кто такой успешный человек?». Учительница представилась внештатным автором интернет-журнала «Лицей»» и обещала обязательно рассказать читателям о том, как проводился конкурс. Вот такими были ответы школьников.

Егор: «Человек, который всего достиг в жизни сам».

Настя: «Тот, кто остался человеком».

Иосиф: «Человек, который сам добился в жизни всего или кто-нибудь ему помог».

Уже после этого небольшого опроса и окончания урока я подошла к учительнице из Тунгозерской школы Лоухского района. На вопрос, почему из всех СМИ она выбрала именно «Лицей», Марина Анатольевна ответила:

— Так я не знаю больше ни одного местного издания, которое подошло бы для школьников. Сама читаю «Лицей» много лет.

Марина Анатольевна Вдовина с учениками

Две другие темы бесед были сформулированы так: «Я не такой как все. Как мне добиться признания?», «Зависит ли от нас улучшение жизни «здесь и сейчас»?». Они показались мне более интересными, но от детей  потребовали бы откровенности. Наверное, поэтому и не были выбраны ими.

 

Беседа, проведенная Александрой Сергеевной Черкасовой, учителем английского языка общеобразовательной школы №8 Кондопоги, посвящена была вежливости. В кабинет пришел четвертый класс, в котором учатся только девочки! И если поначалу учительница привычно обращалась к ним «Ребята», то спустя несколько минут начала говорить ласково: «Девочки».

Александра Сергеевна Черкасова, учитель английского языка из Кондопоги

Мне понравился эмоциональный настрой хрупкой учительницы, которая мягко, но достаточно настойчиво побуждала учениц к ответу, поддерживая их активность вовремя появившимся на интерактивной доске вопросом, иллюстрацией или определением. К тому же беседа не свелась к банальному заключению о том, как важно быть вежливыми. Речь зашла о ситуации, когда нужно быть не только вежливым, но и суметь вовремя сказать нет. В такой же ненавязчивой форме учениц попросили оценить урок. Как я поняла, большинству он показался интересным и полезным. Четвероклашки работали активно и в окошко не заглядывали.

Александра Сергеевна в школе работает второй год, но, как стало понятно чуть позже из представления ее педагогической концепции, представляет в школе четвертое поколение учителей.

Во время беседы о вежливости с учителем А. С. Черкасовой

Надежда Владимировна Везико, учитель математики, физики, информатики Ихальской школы Лахденпохского района, делилась своим опытом использования на уроках интерактивной доски. В школе, кстати, первая такая доска появилась три года назад. А сейчас уже в трех кабинетах используется это чудо техники, обращаться с которым своих коллег научила именно Надежда Владимировна. Учительница уверена, что такого рода технические приспособления помогают мотивировать детей, удерживать интерес к предмету и развивать их.

— Конечно, на уроках мы работаем и с компьютером. Для стеснительных ребят, которые не любят  отвечать у доски, это еще одна возможность проявить себя. Так дети очень быстро получают отметку — подсчет правильных и ошибочных ответов проходит в автоматическом режиме. Для многих это тоже стимул. Ученики сразу видят ошибки, оценки, результаты. Это, в свою очередь, облегчает и труд учителя, — поделилась своими наблюдениями Надежда Владимировна Везико.

Выступление Нины Аркадьевны Скибиной, петрозаводского учителя начальных классов из школы №46, было посвящено ценностям нематериальным. Она представляла на суд зрителей свою концепцию, подкрепленную целым проектом, с помощью которого она  развивает в детях нравственное начало. Именно эта категория, как выяснила учительница при опросе родителей, практически полностью отсутствует в системе координат современной семьи. Нина Аркадьевна считает, что нравственное начало убережет ее учеников от самых разных соблазнов и поможет им развиваться гармонично.

День второй

Урок считается основным испытанием для конкурсанта. Он показывает сильные и слабые стороны учителей, даже если они ко всему, казалось бы, были готовы.

Признаюсь, выбрать тех, к кому пойдешь на урок, очень сложно. Но в этот раз мне повезло. Я побывала на уроках почти всех финалистов.

Ольга Тулубаева во время открытого урока

Ольга Ивановна Тулубаева стала абсолютным победителем конкурса. Ее урок, посвященный диаграммам, жюри оценило высоко. Дети сразу же включились в урок. Что сделала для этого учительница? Она просто спросила школьников: «Вы поможете мне сегодня?». И ребята отвечали, думали, вспоминали, выполняли самостоятельные задания. Им было по-настоящему интересно работать в классе.

Победителем в номинации «Классный руководитель» стала Елена Никифорова, учитель математики сегежской средней школы № 5. Ее урок, посвященный путешествию из Петрозаводска в Сегежу, для ребят оказался радостным и познавательным. А еще учительница подарила каждому ученику счастливый билетик. Надо было видеть, как ребята высчитывали комбинации цифр и радовались, что все совпало. Класс счастливцев чудесно путешествовал, ненавязчиво высчитывая, сколько времени они провели в пути, сколько километров проехали, узнавая почти между прочим исторические факты и прочие интересности.

 Победителем в номинации «Классный руководитель» стала Елена Никифорова

Лауреатами среди предметников стала Марина Вдовина, учитель русского языка и литературы Тунгозерской основной школы Лоухского района. Урок литературы Марины Анатольевны, посвященный творчеству Гришковца, зацепил старшеклассников. Они читали его рассказ «Начальник» о доверии взрослого к школьнику. Разговор завязался преинтереснейший! Ребята рассуждали о том, как важно доверять и быть понятым, делились своими наблюдениями, слушали музыку.

 

Светлана Харина, учитель начальных классов средней школы №2 Питкяранты, тоже стала лауреатом. Ее урок в начальной школе, посвященный праздникам, вызвал у детей настоящий восторг! К школьникам пришли в гости Маша и Мишка, они узнали, какими бывают праздники, как к ним готовиться. А еще дети за 30 минут успели нарисовать открытку, украсить стол, сочинить поздравление, посмотреть мультик. Такого насыщенного, радостного и увлекательного урока я не видела ни разу! А потом ребята украшали дерево. Те, кому урок понравился очень, вешали на него яблочки. Если ученик думал, что урок мог быть лучше, к веточке прикреплялся листочек. Деревце, в листочках и яблоках, ребята унесли в свой класс на память о встрече.

Светлана Харина, учитель начальных классов средней школы № 2 Питкяранты, после открытого урока с учениками

Победителем в номинации «Учитель родного языка» стала Ольга Никитина, учитель карельского из Коткозерской средней школы Олонецкого района. К сожалению, мне не удалось посмотреть ее урок — он проходил в другой школе. Запомнилось, как в последнем из конкурсных испытаний она прочла стихотворение на карельском, и зал взорвался аплодисментами.

Конкурс завершился. Каждый из 20 участников уезжал из Института повышения квалификации работников образования Карелии с букетом цветов, грамотами, подарками.

Было немного грустно от того, что конкурс закончился так быстро. Хочется верить, что в жизни наших детей будет как можно больше таких уроков, в которых они участвовали во время конкурса. Ярких, интересных и радостных, где самое важное — не оценка, а процесс познания.

Фото автора