Школа и вуз

Новая высота Ольги Тулубаевой

Абсолютным победителем конкурса «Учитель года Карелии-2013» стала преподаватель математики петрозаводской гимназии № 17.

Ольга Тулубаева месяц назад была признана лучшим учителем в Петрозаводске, и вот взята новая высота. Награда — денежный приз в 30 тысяч рублей от правительства Карелии и возможность представить республику на российском конкурсе «Учитель года-2013».

Победитель и лауреаты конкурса вместе с Ириной Кувшиновой, министром образования Карелии

Жюри также определило четырех лауреатов в разных номинациях. Елена Никифорова, учитель математики сегежской средней школы № 5, признана лучшим классным руководителем. Лауреатами среди предметников стали Марина Вдовина, учитель русского языка и литературы Тунгозерской основной школы Лоухского района, и Светлана Харина, учитель начальных классов средней школы № 2 Питкяранты. В номинации «Учитель родного языка» наградили Ольгу Никитину, учителя карельского языка Коткозерской средней школы Олонецкого района. Всем лауреатам вручены призы и денежное поощрение в 15 тысяч рублей.

Всего в конкурсе участвовали 20 сильнейших карельских педагогов. В первый день учителя выдержали два серьезных испытания — беседу с учащимися и защиту педагогической концепции. Вчерашний день выдался не менее насыщенным. С утра конкурсанты давали открытые уроки в Специализированной школе искусств и в Финно-угорской школе имени Леннрота.

Как всегда, зрителям пришлось выбирать, к кому из педагогов пойти на беседу, защиту концепции и открытый урок. В Специализированной школе искусств можно было успеть посмотреть от начала до конца всего четыре беседы со школьниками, а позже послушать размышления о четырех педагогических концепциях или посетить четыре открытых урока.

День первый

Как мне кажется, беседа со школьниками в условиях конкурса — испытание ответственное для учителя и скучноватое для ребят. Часть из них, особенно среднего и старшего возраста, поглядывала в окошко, торопясь вырваться из школы на солнышко, в долгожданную карельскую весну — в первый день конкурса погода стояла отличная. И это несмотря на то что поговорить можно было на три совершенно разные темы. Все они были записаны на доске. Обычным большинством голосов учитель узнавал, о чем же ему придется говорить с учениками, которых он видит впервые.

Жюри конкурса

Молодежное жюри 

Так, Ольга Ивановна Тулубаева и Марина Анатольевна Вдовина беседовали с ребятами на тему «Успешный человек. Какой он?». Общение получилось, конечно, разным. Хотя бы потому, что на одну и ту же тему с шестиклассниками общался математик, а с девятым классом — филолог. Ольга Ивановна говорила о пути к успеху и даже наметила с ребятами несколько последовательных действий к достижению желаемого. Марина Анатольевна больше спрашивала и составляла словесные каламбуры. А вот начало у этих уроков было почти одинаковым: школьников попросили встать, поздороваться, закрыть глаза и вспомнить о чем-то приятном.

Кстати, с Мариной Анатольевной Вдовиной мы познакомились после того, как она решила взять у своих учеников интервью. Вопрос был простой: «Кто такой успешный человек?». Учительница представилась внештатным автором интернет-журнала «Лицей»» и обещала обязательно рассказать читателям о том, как проводился конкурс. Вот такими были ответы школьников.

Егор: «Человек, который всего достиг в жизни сам».

Настя: «Тот, кто остался человеком».

Иосиф: «Человек, который сам добился в жизни всего или кто-нибудь ему помог».

Уже после этого небольшого опроса и окончания урока я подошла к учительнице из Тунгозерской школы Лоухского района. На вопрос, почему из всех СМИ она выбрала именно «Лицей», Марина Анатольевна ответила:

— Так я не знаю больше ни одного местного издания, которое подошло бы для школьников. Сама читаю «Лицей» много лет.

Марина Анатольевна Вдовина с учениками

Две другие темы бесед были сформулированы так: «Я не такой как все. Как мне добиться признания?», «Зависит ли от нас улучшение жизни «здесь и сейчас»?». Они показались мне более интересными, но от детей  потребовали бы откровенности. Наверное, поэтому и не были выбраны ими.

 

Беседа, проведенная Александрой Сергеевной Черкасовой, учителем английского языка общеобразовательной школы №8 Кондопоги, посвящена была вежливости. В кабинет пришел четвертый класс, в котором учатся только девочки! И если поначалу учительница привычно обращалась к ним «Ребята», то спустя несколько минут начала говорить ласково: «Девочки».

Александра Сергеевна Черкасова, учитель английского языка из Кондопоги

Мне понравился эмоциональный настрой хрупкой учительницы, которая мягко, но достаточно настойчиво побуждала учениц к ответу, поддерживая их активность вовремя появившимся на интерактивной доске вопросом, иллюстрацией или определением. К тому же беседа не свелась к банальному заключению о том, как важно быть вежливыми. Речь зашла о ситуации, когда нужно быть не только вежливым, но и суметь вовремя сказать нет. В такой же ненавязчивой форме учениц попросили оценить урок. Как я поняла, большинству он показался интересным и полезным. Четвероклашки работали активно и в окошко не заглядывали.

Александра Сергеевна в школе работает второй год, но, как стало понятно чуть позже из представления ее педагогической концепции, представляет в школе четвертое поколение учителей.

Во время беседы о вежливости с учителем А. С. Черкасовой

Надежда Владимировна Везико, учитель математики, физики, информатики Ихальской школы Лахденпохского района, делилась своим опытом использования на уроках интерактивной доски. В школе, кстати, первая такая доска появилась три года назад. А сейчас уже в трех кабинетах используется это чудо техники, обращаться с которым своих коллег научила именно Надежда Владимировна. Учительница уверена, что такого рода технические приспособления помогают мотивировать детей, удерживать интерес к предмету и развивать их.

— Конечно, на уроках мы работаем и с компьютером. Для стеснительных ребят, которые не любят  отвечать у доски, это еще одна возможность проявить себя. Так дети очень быстро получают отметку — подсчет правильных и ошибочных ответов проходит в автоматическом режиме. Для многих это тоже стимул. Ученики сразу видят ошибки, оценки, результаты. Это, в свою очередь, облегчает и труд учителя, — поделилась своими наблюдениями Надежда Владимировна Везико.

Выступление Нины Аркадьевны Скибиной, петрозаводского учителя начальных классов из школы №46, было посвящено ценностям нематериальным. Она представляла на суд зрителей свою концепцию, подкрепленную целым проектом, с помощью которого она  развивает в детях нравственное начало. Именно эта категория, как выяснила учительница при опросе родителей, практически полностью отсутствует в системе координат современной семьи. Нина Аркадьевна считает, что нравственное начало убережет ее учеников от самых разных соблазнов и поможет им развиваться гармонично.

День второй

Урок считается основным испытанием для конкурсанта. Он показывает сильные и слабые стороны учителей, даже если они ко всему, казалось бы, были готовы.

Признаюсь, выбрать тех, к кому пойдешь на урок, очень сложно. Но в этот раз мне повезло. Я побывала на уроках почти всех финалистов.

Ольга Тулубаева во время открытого урока

Ольга Ивановна Тулубаева стала абсолютным победителем конкурса. Ее урок, посвященный диаграммам, жюри оценило высоко. Дети сразу же включились в урок. Что сделала для этого учительница? Она просто спросила школьников: «Вы поможете мне сегодня?». И ребята отвечали, думали, вспоминали, выполняли самостоятельные задания. Им было по-настоящему интересно работать в классе.

Победителем в номинации «Классный руководитель» стала Елена Никифорова, учитель математики сегежской средней школы № 5. Ее урок, посвященный путешествию из Петрозаводска в Сегежу, для ребят оказался радостным и познавательным. А еще учительница подарила каждому ученику счастливый билетик. Надо было видеть, как ребята высчитывали комбинации цифр и радовались, что все совпало. Класс счастливцев чудесно путешествовал, ненавязчиво высчитывая, сколько времени они провели в пути, сколько километров проехали, узнавая почти между прочим исторические факты и прочие интересности.

 Победителем в номинации «Классный руководитель» стала Елена Никифорова

Лауреатами среди предметников стала Марина Вдовина, учитель русского языка и литературы Тунгозерской основной школы Лоухского района. Урок литературы Марины Анатольевны, посвященный творчеству Гришковца, зацепил старшеклассников. Они читали его рассказ «Начальник» о доверии взрослого к школьнику. Разговор завязался преинтереснейший! Ребята рассуждали о том, как важно доверять и быть понятым, делились своими наблюдениями, слушали музыку.

 

Светлана Харина, учитель начальных классов средней школы №2 Питкяранты, тоже стала лауреатом. Ее урок в начальной школе, посвященный праздникам, вызвал у детей настоящий восторг! К школьникам пришли в гости Маша и Мишка, они узнали, какими бывают праздники, как к ним готовиться. А еще дети за 30 минут успели нарисовать открытку, украсить стол, сочинить поздравление, посмотреть мультик. Такого насыщенного, радостного и увлекательного урока я не видела ни разу! А потом ребята украшали дерево. Те, кому урок понравился очень, вешали на него яблочки. Если ученик думал, что урок мог быть лучше, к веточке прикреплялся листочек. Деревце, в листочках и яблоках, ребята унесли в свой класс на память о встрече.

Светлана Харина, учитель начальных классов средней школы № 2 Питкяранты, после открытого урока с учениками

Победителем в номинации «Учитель родного языка» стала Ольга Никитина, учитель карельского из Коткозерской средней школы Олонецкого района. К сожалению, мне не удалось посмотреть ее урок — он проходил в другой школе. Запомнилось, как в последнем из конкурсных испытаний она прочла стихотворение на карельском, и зал взорвался аплодисментами.

Конкурс завершился. Каждый из 20 участников уезжал из Института повышения квалификации работников образования Карелии с букетом цветов, грамотами, подарками.

Было немного грустно от того, что конкурс закончился так быстро. Хочется верить, что в жизни наших детей будет как можно больше таких уроков, в которых они участвовали во время конкурса. Ярких, интересных и радостных, где самое важное — не оценка, а процесс познания.

Фото автора

 

 

 

 

  • Мария Голубева

    Но он и сложнее для учителя)

  • Юлия Свинцова

    Наверное, такой вариант был бы интересен.

  • светлана Станиславовна

    Первая тема «Я не такой как все…» напомнила мне эпизод с прочтением рассказа, в котором употреблялось слово «трахнул»(в смысле стукнул). Ребята долго не могли поверить, что у этого слова есть такое вот «нормальное» значение. Задав вчера нескольким ребятам вопрос, как они понимают тему «Я не такой, как все..», почти все «ушли» в тему сексуальных отношений полов. Я помню эту формулировку, мы еще в свои юношеские годы дискутировали, и содержание было очень далеким от того, что за этой темой увидели современные дети. Время изменилось, сегодня темы формулировать надо, обращая внимание на неформальный язык общения детей, на информационное поле нашей сегодняшней жизни и на тот факт, что «правильно» рассуждать при большом количестве незнакомых людей и делиться «правильными» мыслями с незнакомым учителем дети умеют. Но ведь задача конкурса иная — увидеть-насколько хорошо учитель умеет построить беседу с ребятами. Есть предложение. Не писать тему на доске.»Расковать» беседу. Тему знает конкурсант, о ней известно жюри, как учитель сможет на нее выйти и достигнуть цели беседы, — это может быть и интересно, и может стать одним из критериев оценки беседы. Это как вариант.

  • Мария Голубева

    И все-таки мне показалось, что школьники выбрали самую простую тему) Она на слуху, есть эти дурацкие, уже почти готовые ответы из реклам об успешности. На откровенность рассчитывать было сложно — в классе помимо жюри находились и зрители… О своей инаковости рассуждать — это для подростка сложновато, сокровенное ведь. А об изменениях здесь и сейчас… Мне было бы ОЧЕНЬ интересно побывать именно на таком уроке. Но, к сожалению, пока не случилось.

  • Марина Вдовина

    Юлия, я думаю, выбор проблемы, которую дети обсуждали в рамках конкурса в присутствии множества незнакомых людей, не обязательно обусловлен значимостью для них этого вопроса, тут ещё много факторов: что проще обсудить, что кажется понятнее и т.д. Хотя в моём случае (9 класс) дети как раз колебались между второй и третьей темами, примерно 2/3 всё-таки проголосовали за вторую — «Успешный человек, какой он?» Я-то как раз считаю, что с детьми нужно говорить на все темы, чтобы не услышать ответа:»Да, успешный человек и успешный любой ценой — это одно и то же»

  • Юлия Свинцова

    [quote name=»Марина Вдовина»] а вы хотите, чтобы дети обсуждали что-то другое :)[/quote]
    Да, Вы знаете, хотим. Чтобы дети не во всём были похожи на взрослых.Как говорил мой учитель по детским болезням, каждому возрасту своя конституция.

    И всё-таки мне очень интересно, почему ребята не обсуждают возможность самим изменить что-то здесь и сейчас.
    Не верят в это? Им не приходит в голову такой вариант? Не собираются здесь жить?
    А у меня-то надежда на их желание изменить, иначе не на кого и не на что надеяться.

  • Марина Вдовина

    Отдельное спасибо Марии Голубевой за доброжелательное отношение к учителям-конкурсантам и неутомимое трудолюбие (именно так, потому что работала на конкурсе много, но легко и радостно)

  • Марина Вдовина

    И взрослых-то больше всего зацепила эта тема, судя по комментариям, а вы хотите, чтобы дети обсуждали что-то другое :). Спасибо за интересный ход с Пушкиным. Жаль, не вспомнила этого факта раньше, было бы что пообсуждать с девятиклассниками. И привет моему теперь уже любимому 9а из Специализированной школы искусств! Егор, Иосиф, Тамила, Анастасии, Анна, Ольга, Мария, все-все, всех помню,успехов и счастья!

  • Светлана Филимончик

    Вопрос об успешности подростка меня в последнее время стал злить, хотя понимаю предвзятость и субъективность своей позиции. Когда впервые приехали с детьми в Пушкинский лицей, больше всего их удивил в музее документ об успехах лицеистов. Пушкин в том списке был то ли 28 то ли 29, в общем одним из последних по успеваемости. При этом у него от Лицея на всю жизнь счастье, там его зарядили верой в успех, уважением к собственной личности. Знаменитое от математика: «Садитесь, Пушкин, у Вас все ноль. Пишите стихи!» Раздражает сегодняшнее стремление унифицировать, что есть успех, а тем более связать его напрямую в старших классах с правильными галочками в тестовых заданиях. Как-то бы надо тоньше.

  • Юлия Свинцова

    Кроме общего очень положительного впечатления от конкурса и статьи и зависти к тем, кого учат ТАКИЕ учителя, зацепили два момента-

    что ребята не захотели обсуждать тему «Зависит ли от нас улучшение жизни «здесь и сейчас»?», а в обоих классах выбрали тему «Успешный человек. Какой он?»
    Мне кажется, тут дело совсем не в необходимости откровенности при её обсуждении (в отличие от третьей темы), а в современной ориентированности людей и даже детей почти исключительно на лично себя. Расплата за долгие годы забвения себя как индивидуальности?
    Но часть причины и в этом, думаю — «…нравственное начало. Именно эта категория, как выяснила учительница при опросе родителей, практически полностью отсутствует в системе координат современной семьи».

  • Николай.

    Замечательный конкурс. Море положительных эмоций и творческих идей. Спасибо профессиональному жюри и организаторам конкурса. Все — молодцы!