Главное, Илона Румянцева

No — это «да»!

Открытие фестиваля Barents Spektakel 2017 – The Industrial Boomerang. Фото www.barentsspektakel.no
Открытие фестиваля Barents Spektakel 2017 – The Industrial Boomerang. Фото www.barentsspektakel.no

 

Вновь мне довелось побывать в Киркенесе, чему не устаю радоваться и удивляться. Поводом послужил фестиваль Barents Spektakel, который ежегодно проводится в приграничном с Россией городке, затрагивает приграничные же вопросы и направлен на добрососедское сотрудничество между нашими странами.

 

Организаторы фестиваля, который в этом году открылся в 13-й раз под названием «Промышленный бумеранг», всегда приглашают журналистов из России, идут на серьезные расходы, понимая, что это культурное событие — дело общее. И знать о нем должны по обе стороны границы. В добровольных помощниках из числа местных жителей тоже недостатка нет, но приглашают молодых людей отовсюду, мы встретили в том числе и волонтеров из Петрозаводска — такая здесь политика. И хотя домен Норвегии читается как «no», ты слышишь «да» на все свои предложения, если они направлены на развитие северного региона, на установление связей, на поиск общностей. Об этом говорят художники, об этом говорят управленцы региона и министры страны.

 

Город Киркенес. Фото www.barentsspektakel.no
Город Киркенес. Фото www.barentsspektakel.no

К этому пришли, наверное, не сразу. Однако жизнь заставила — договариваться лучше, чем спорить, строить планы вместе надежнее, чем смотреть в разные стороны, делиться выгоднее, чем съедать свой кусок в одиночку. Здесь граница, во-первых. Во-вторых, этот край после войны уже переживал ситуацию всеобщего отчуждения, когда все друг другу были чужими и пришлось учиться строить добрые отношения. В-третьих, тут, как и везде сегодня, впрочем, чувствуют, как трудно зависеть от условностей большого мира: рухнут цены на нефть — придется искать поддержки у соседа. Обанкротится градостроительное предприятие — не захочешь, а задумаешься, что предлагать взамен.

 

Физкультминутка, которую по очереди проводили участники фестиваля. В центре Любовь Кузовникова. Фото www.barentsspektakel.no
Физкультминутка, которую по очереди проводили участники фестиваля. В центре Любовь Кузовникова. Фото www.barentsspektakel.no

И уж не культурный ли продукт? Не туристический ли тренд предложить? Почему бы нет. К этому горожане, привыкшие к тому, что у них крепкий промышленный городок, пришли через «не хочу». Любовь Кузовникова, арт-директор фестиваля, «понаехавшая» из Северодвинска, «мама Люба», как ее любовно называют все участники и которая более десяти лет стоит у руля самого громкого события края, вспоминает, с каким недоверием и даже неприятием шли местные жители к мысли, что культурный фестиваль — это стоящая карта. И если на нее поставить, это повысит узнаваемость и престиж региона.

Мэр коммуны Сёр-Варангер (куда входит Киркенес) Руне Рафаэльсен сам, похоже, не может объяснить: как город-завод, в котором завод-то как раз и кончился (после банкротства шахты 400 человек остались не у дел), вдруг стал центром туризма. Уровень безработицы сейчас самый низкий в стране — 3,6%. А в туриндустрии работает самое большое число жителей, еще десять лет назад предсказать этого никто не мог. Одних китайцев приняли в прошлом году около шести тысяч — количество в два раза перекрывает количество жителей Киркенеса. Вот тебе и культура. А мы все думаем: вкладывать деньги — не вкладывать… Все жалимся дать лишнюю копейку из бюджета на этноцентр, на выставку, на фестиваль. А если запустим событие — не утихают недовольные возгласы: зачем столько денег потратили, лучше бы… и так далее. Сами знаете.

Кстати, и такие мнения бытуют в Киркенесе. Не нужно думать, что если здесь в целом высокий уровень жизни, хорошие зарплаты, то деньги берутся из ниоткуда и люди в них купаются. Нет, люди на севере везде живут трудно, считать умеют. И таких мнений здесь не боятся. С народом — говорят. Не жалеют времени, чтобы объяснить, устраивают открытые дискуссии (в зале тесно), приглашают серьезных экспертов.

В рамках фестиваля проходит важнейшая Киркенесская конференция (в этом году в 10-й раз), и не политики с экономистами подтянули к себе культуру, наоборот — первопричиной стал именно Barents Spektakel. Об уровне конференции говорит хотя бы то, что на открытие зачастую приезжают члены королевской семьи Норвегии (лично я встретила в 2013-м году принца Хокона), первые лица правительства Норвегии, России, Финляндии.

 

10-я Киркенесская конференция. Фото Максима Малютина
10-я Киркенесская конференция. Фото Максима Малютина

Обсуждают… можно это все красивыми и умными словами описать, но скажу просто: за жизнь говорят. Конечно, доклады представителей России зачастую изобилуют звонкими фразами, так уж у нас принято, но, послушав норвежских министров, я вдруг осознала: никто не стремится запутать вас в словах. Они говорят доходчиво, кратко и по делу. Как-то человечно и с юмором. И при этом замахиваются на решение мировых проблем.

Допустим прозвучала реплика: «Мы хотим ликвидировать голод на планете к 30-му году. И мы это сделаем. Потому что у нас есть море, а в море полно трески». Вот так почти по-детски, оказывается, на серьезной конференции можно обрисовать планы, которые уже, кстати, начинают свершаться. 20% всех денег, выделенных в Норвегии на строительство дорог, ушли именно на север. Также собираются строить современный порт, прокладывать железную дорогу в Финляндию и наш Никель. Огромные финансы вкладывают в науку. Так и говорят — нам на это не жалко, потому что мы хотим быть успешными. И каждый в своем выступлении подчеркивает: все это мы готовы делать в сотрудничестве с Россией, нашим соседом и другом.

 

Мэр коммуны Сёр-Варангер Руне Рафаэльсен. Мэр коммуны Сёр-Варангер Руне Рафаэльсен. Фото www.barentsspektakel.no
Мэр коммуны Сёр-Варангер Руне Рафаэльсен. Фото www.barentsspektakel.no

Не нужно думать, что между нами нет трений. Мурманчане задавали мэру на встрече неприятные вопросы — какие-то шпионские дела там недавно всплыли. Честно сказать, мне это не было интересно. И ему тоже. Он так и сказал: спецслужбы пускай свое дело делают, а мое дело обеспечить людей работой. Тем, у кого есть идеи, помочь их реализовать. Деньги вернуть в бюджет, которые были затрачены в 2015-м году на беженцев, когда их за три месяца сквозь Киркенес прошло пять с половиной тысяч, и каждого нужно было обогреть, накормить, одеть.

Тогда в стрессовой для региона ситуации они не паниковали, выдержали удар достойно, многому научились. Сегодня мэр готов брать на себя ответственность за 80 новых жителей Киркенеса ежегодно. То есть дать жилье, работу, научить жить по их правилам.

— Мы хотим изменить поговорку «Все дороги ведут в Рим». Нужно, чтобы она звучала «Все дороги ведут в Киркенес!» — сказал мэр Сёр-Варангера.

 

Знаменитый камчатский краб, которого в Норвегии называют королевским.  Фото Илоны Румянцевой
Знаменитый камчатский краб, которого в Норвегии называют королевским. Фото Илоны Румянцевой

И еще одну фразу обронил: дарю, мол, заголовок для ваших статей — «Снег — это ресурс лучше, чем нефть!» С чего бы вдруг? А вот, оказывается, зимой у них туризм приносит больше денег, собирает больше гостей, чем летом. Потому что туристический продукт у них сугубо зимний. Это и краб-сафари, и рыбалка, и собачьи упряжки, и олени, и северное сияние.

Так-то говоря, что у них есть такого, чего у нас на севере нет? Сейчас они работают над тем, чтобы эти их продукты стали как можно более качественными и дорогими. Если мы все пытаемся удешевить, то здесь, наоборот, заинтересованы в приглашении состоятельного гостя.

— Напишите, — подчеркнул мэр, — мы рады будем всем, примем и студента, и семью в трейлере со своими консервами и кострами, для них тоже все оборудуем, но упор будем делать на богатого туриста.

Кстати, доходит до курьезов. Как получилось, что к ним толпами повалили обеспеченные китайцы? Известно, что каждая семья в этой стране хочет иметь ребенка мужского пола. Пустили пулю года три назад — дескать, если зачать под северным сиянием, то будет мальчик. Простейший трюк, а сколько принес дохода! За три года уже можно было бы и раскусить обман, однако же, цифры говорят об обратном. «За мальчиками» едут без остановки.

В эту байку можно не поверить, если бы я не услышала выступление на конференции одного бизнесмена, который, пойдя по стопам Тома Сойера, так и заявил:

— Если у нас много снега, нужно сделать продукт из него. Дайте китайцу лопату, раз ему нравится, пускай убирает снег за 500 крон!

И есть ощущение, что и здесь норвежцы преуспеют.

 

Ярмарка на площади Киркенеса.  Фото Илоны Румянцевой
Ярмарка на площади Киркенеса. Фото Илоны Румянцевой

При всей оборотистости норвежцев в этом вопросе поразило меня почти полное отсутствие сувенирной продукции. На площади Киркенеса, вы не поверите, только приезжие российские бабульки торгуют матрешками, хрусталем, носками и китайскими пледами! В одном месте встретились оленьи шкуры. Так что жителям Северной Норвегии есть чем заняться. Ни кружечки, ни стопочки, ни магнитика, где бы гордо красовалась надпись «Киркенес» или «Barents Spektakel», мы не нашли. Также привычного для нас этно-продукта, на который сегодня, например, Карелия делает ставку, тоже мы не встретили. Чем жил край сто лет назад, где научат местным ремеслам и покажут старинные образцы, как выглядят аутентичные дома и хозяйственные постройки, кто накормит пирогом по старинной технологии — нет такого. За этим, с гордостью я подумала, норвежцы могли бы съездить к нам, чтобы поучиться.

 

А что же удалось посмотреть на самом фестивале? Об этом расскажем завтра!

 

Один из многочисленных концертов фестиваля. Фото www.barentsspektakel.no
Один из многочисленных концертов фестиваля. Фото www.barentsspektakel.no

 

Фото автора, а также фото Максима Малютина с сайта фестиваля, права на которые принадлежат ассоциации Pikene på Broen www.barentsspektakel.no