От звездного неба над головой к нравственному закону
Вчера мы начали делиться впечатлениями от поездки в Киркенес на ежегодный фестиваль Barents Spektakel, который в этом году проходил под названием The Industrial Boomerang — «Промышленный бумеранг». Сегодня мы расскажем о программе, которую на этот раз предложила ассоциация Pikene på Broen (Девушки на мосту), занимающаяся организацией фестиваля.
Мне посчастливилось побывать на фестивале уже во второй раз. В 2013-м году лозунг был Ticking Barents — тикающий, пульсирующий, рождающий ежеминутно новые идеи. Если интересно, можно почитать об этом здесь. Сегодня идея другая: в регионе стремительно происходят изменения — климат, экономика, люди — чем это все возвращается к нам, как влияет на будущее? Наверное, такими вопросами задавались участники фестиваля.
Группа Bandaloop из солнечной Калифорнии еще в 1991 году начала осваивать вертикальный перформанс, ныне популярный во всем мире. Именно они стали в этом первопроходцами. Где только не зависали! Но никогда, по словам директора группы Томаса Кавэнаха, не было им так холодно:
— Мы работали час, потом уходили греться, и снова выходили на открытый воздух. Поэтому работа шла очень медленно. Север вносил коррективы во все, в том числе и в систему страховки.
Им и доверили открывать Barents Spektakel-2017.
Вечером, когда уже стало совсем темно, весь Киркенес повалил в порт KIMEK, портовый кран осветился прожекторами, и на верхотуре закачались смельчаки в ярких костюмах. Снизу все выглядело так, как будто ты стоишь на земле, а прямо над тобой — открытый космос. Иллюзия безвоздушного пространства, которое всего в метрах от тебя, невероятно взволновала, только в невесомости можно выделывать такие движения — страховочных тросов-то было не видно.
Организаторы фестиваля на открытие умеют отбирать гостей, всякий раз предлагая самое необычное, что на пике интереса, что пробирает до дрожи. А как символично умеют это увязать с главной темой всего фестиваля! Ведь история появления на этом месте самого крана удивительна. Он сам бумерангом вернулся в культурное пространство Киркенеса, привезенный в 90-х годах из Бельгии, не пришедшийся ко двору в промышленности, заброшенный гигант, сильный и ни на что не годный. И вдруг такая яркая роль, второе дыхание!
На фестивале состоялись несколько концертов Музыкальной лаборатории Петра Айду, который давно стал добрым другом Киркенеса. Лаборатория открыта при театре «Школа драматического искусства» (Москва). Как охарактеризовать то, чем занимается группа профессионалов (чуть не сказала «энтузиастов», но вы можете истолковать это как «любители», а они именно профессиональные музыканты), даже не знаю.
Представьте: примерно столетие назад стал набирать обороты футуризм, не осталась в стороне и музыка, родились «шумовые оркестры», где «флейты водосточных труб» играли первую скрипку. Сегодня «лаборанты» реконструируют старинные приборы, созданные век назад Владимиром Поповым, которые имитируют любые звуки.
Мы прослушали симфонию-мистерию «Звуковые ландшафты». Деревянные и металлические аппараты говорят языком птиц, предгрозового леса, зарождающегося и уходящего ливня, но также и индустриализации — поезд, завод — иллюзия полная. Даже не верится, что это не фонограмма. Смотреть представление не менее интересно, чем слушать.
Но, пожалуй, самым ярким и значимым событием фестиваля стал «Суд века», для которого специально выстроили здание суда: стены, сидения амфитеатром, трибуны — всё изо льда. Когда на совершенно прозрачной стене транслировали видео, в темноте это выглядело фантастически. У действа был свой художник и режиссер, но самое интересное, что юристы, свидетели, ответчики и присяжные были самыми настоящими.
В чем же заключался процесс? Дело в том, что в мае 2013-го года была принята 112-я статья Конституции Норвегии. Если своими словами пересказать, в ней говорится, что нужно передать будущим поколениям свою землю как можно более чистой, не нарушить экологию. А спустя ровно три года правительство страны выдало лицензии на нефтедобычу в норвежском шельфе Баренцева моря. И природоохранная организация «Природа и молодежь» подала в суд на правительство за нарушение 112-й статьи. На самом деле. Это не акция, приуроченная к фестивалю. Просто фестиваль вынес этот вопрос на широкое обсуждение. И вердикт публики (она же — присяжные заседатели) уже вынесен.
А вот в реальности решение суда еще впереди. Как мы прекрасно понимаем, народный суд высказался в поддержку экологов. Сложно сопротивляться, если тебе говорят, что нефтедобыча в регионе неизбежно вызовет изменения климата, а глобальное потепление даже на 2 градуса заставит уйти на дно многие земли, выжжет до пустыни юг Европы и прочая. Аргументы ученых, мол, сегодня уже придуманы способы, как убирать парниковый эффект, не принимались к сведению. То, что приглашенные на суд нефтяники не явились, заносчиво прислав отписки, тоже не сыграло им на пользу. И даже выступление в их поддержку самих организаторов фестиваля, который в том числе существует благодаря нефти региона, не разжалобило слушателей. Сложно бояться жары, когда ты мерзнешь в ледяном дворце. Но вслед за Кантом норвежцы прошли путь от звездного неба над головой к нравственному закону.
Каждый день мы изучали выставки и акции художников, каждый вечер посещали концерты. Некоторые вызывали недоумение. Допустим, группа Error (американец и канадец, обосновавшиеся в Хельсинки) приглашали к себе в витрину всех желающих и делали маникюр, процедуры спа, стрижку. Делали это, надо отметить, не очень умело. По принципу «я художник, я так вижу». Особо чувствительная юная особа, говорят, расплакалась, увидев, как ее обкорнали. И это бы, наверное, сошло за современное арт-высказывание, если бы парни не брали за это деньги, как в простой парикмахерской.
— Какова ваша цель, вы таким образом провоцируете публику на общение? — допытывались мы.
— Нет, просто мы художники, — был ответ.
Группа из Питера «Север», о которой почему-то шептались, что это новая «Война», трансформировала пространство местного Клуба моряков, разбив на сектора, каждый из которых можно было оценивать как арт-объект, а можно было просто прийти после хорошего разогрева на концерте, добавить там же дешевого пива (на это делался особый акцент молодыми журналистами — у «Севера» пиво в два раза дешевле, чем в барах Киркенеса), самим поплясать, посмотреть, как на стаканах танцует участница-«северянка».
Серьезнее выступил Мариус Молдвэр, который долгие месяцы путешествовал по городам Норвегии и России, везде развешивая текстильные полотнища, которые впитывали атмосферу мест. След, который оставила на них жизнь, нам и предлагалось наблюдать. Самим оставить звуковой след можно было на перформансе «Гитарный маятник». Музыканты развесили свои гитары над усилителями, и каждый мог запустить свою заунывную мелодию, просто качнув грифом.
Во все эти арт-высказывания самими авторами закладывается много красивых смыслов, и размышлять над ними можно долго, но на деле это и выглядит подчас нелепо, и звучит уж больно противоестественно.
То ли дело вечерние концерты! Ах, какие жемчужины сумели выловить для зрителей «Девушки на мосту»! Я успела не всюду, поэтому в двух словах о том, что не оставило равнодушной. Совершенно сказочная норвежская группа Ljodahått (с древнескандинавского «Песня троллей») — ищите на Youtube. Мужички в черных котелках играют нечто сродни жесткому французскому шансону, то и дело сползая в германские марши, а поют на старонорвежском.
— О чем поют? — спросили мы коренных жителей.
— Они и сами не понимают, — заверили нас. — И мы не понимаем. Это из «Малой Эдды» тексты.
Ого! А звучит это так сочно, как будто после трудного дня вернулся мужик домой и так же сурово, как только что лес валил или трал тянул, налил себе кружку эля, шумнул на домашних и поставил точку в споре с самим собой или с богом. Эпично, в общем, звучит.
Группа из Москвы Glintshake — старый добрый рок-авангард, замешанный на чисто русской самоиронии, сдобренный джазом, радующий жизнелюбивым вокалом à la ранняя Агузарова. И знаменитые питерцы Billy’s band, исполняющие творчество и БГ, и себя самих, и Уэйтса, на которого, кстати, не стесняясь походит солист. Каждое выступление стало ярким событием, сумев вызвать по-настоящему теплые чувства у публики, заставив ее сняться с уютных барных табуретов, выйти к краю перед рампой.
И еще одно событие, которое тронуло своей прелестной простотой, в которой как раз обычно и кроется глубина настоящего искусства. Инсталляция «Ловец снов», на которую я поначалу боялась идти, потому что терпеть не могу все эти псевдомагические круги с бирюльками, свисающие с потолка и якобы оберегающие, а на самом деле только собирающие пыль, — по счастью, не имеет с ними ничего общего.
Две художницы из Норвегии и Дании Вибеке и Дорте посетили множество мест, где работают с детьми (в том числе в России). Они спрашивали, что дети видят во сне, просили нарисовать, потом вместе вырезали из бумаги, создавали бумажные конструкции, снабжали моторчиками, чтобы некоторые могли двигаться, направляли свет так, чтобы «сны» бегали по стенам, и из всего этого создали выставку.
О том, что и почему снится детям, они могут рассказывать часами. И конечно, сны маленьких сирийских беженцев отличаются от снов закаленных Севером норвежцев, как и сны наших соотечественников, в которых больше фантазии, желания приукрасить. Наплывающие друг на друга, как бы «взявшиеся за ручки», эти сны трогают до слез, потому что оголяют беззащитную душу ребенка.
Инсталляция пополнялась прямо на наших глазах: непрерывным потоком приходили местные ребятишки, с которыми тут же затевали импровизированный мастер-класс. Думаю, Вибеке и Дорте создали поистине ценный арт-продукт как в художественном плане, так и в плане гуманистического аспекта. И памятуя о слогане нынешнего фестиваля, как раз «Ловец снов» обещает возвратиться бумерангом, несущим терпимость, сострадание и человеколюбие в общество.
Фото автора и Максима Малютина с сайта фестиваля, права на которые принадлежат ассоциации Pikene på Broen www.barentsspektakel.no, а также c сайта The Independent Barents Observer