В этом году Петрозаводск и Дулут отмечают 30-летие побратимских связей. Пока на межгосударственном уровне раскачивается извечный маятник «любви-ненависти», петрозаводчане и дулутцы продолжают общаться, ездить в гости, затевать новые инициативы.
Хотя надо честно признать, что наши американские друзья никогда не были избалованы легкостью международного общения. Это мы привыкли к тому, что несколько часов на машине – и вот уже знакомая до боли Финляндия, а выходных с лихвой хватает на Стокгольм или Таллин. Другое дело, если ты находишься в центре континента, окруженного океанами. Весь остальной мир автоматически переходит в разряд далеких земель – не зря для обозначения категории заграничности часто используется слово «overseas», что буквально означает «заморский». В годы моей работы в Отделе внешних связей городской мэрии меня всегда восхищала именно эта черта в наших американских партнерах – их решимость приложить усилия сначала для мысленного, а потом и реального преодоления географии.
В наши дни, когда преобладает иллюзия, что зазор между вопросом и ответом сократился до одного клика, трудно представить себе ту драматическую и трогательную ситуацию, которая легла в основу сердечных связей между городами. В 1986 году первая группа из Дулута, прибыв на железнодорожный вокзал Петрозаводска, была несказанно удивлена, увидев на перроне встречающих с приветственными плакатами на английском. Как вскоре стало понятно, многие из пришедших принадлежали к семьям американских финнов, для которых делегация американцев стала символом надежды на восстановление утраченных связей с родными.
Этот эмоциональный импульс определил наши отношения на долгие годы. Все, кто так или иначе участвовал в побратимских связях, отмечают, что с ними связаны яркие страницы их жизни.
Мое знакомство с американским побратимом состоялось в студенческие годы.
Что можно запомнить о Дулуте, когда тебе девятнадцать лет и ты мчишься по хайвэю в компании японки, пакистанца и серба? Когда тебе в порыве студенческого веселья вдруг доверили руль, и ты должна срочно перестроиться из крайнего левого в крайний правый ряд, иначе поворот на Дулут опять проскочит мимо.
Вращающийся ресторан, маяк и традиционный магнит с подъемным мостом – не так уж и мало для первого набора воспоминаний. И еще фраза: «Я же говорил тебе, что только чокнутые люди ходят по Дулуту пешком!» — это мой сербский приятель с крыши парковочного здания комментирует происходящее. Сумрак, одинокий чернокожий парень в надвинутом на глаза капюшоне прячется от апрельского ветра за мусорным баком. Американская романтика.
Настоящие впечатления пришли позже, когда посчастливилось познакомиться с теми, кто стоял у истоков побратимских связей и теми, кто пришел им на смену. 30 лет побратимства – хороший повод вспомнить наших американских друзей.
Для Херба Бергсона (мэр Дулута в 2003 — 2007 гг.) визит в Петрозаводск в 2005 году стал первым знакомством с Россией. Начало мая, вечер, проспект Ленина. На месте нынешнего «Макси» — пустырь с невнятным зеленым забором. Город окутан густым белым туманом. «Мужик, ты не понимаешь! Ты же мировой мужик, ты просто обязан пойти!» — один из посетителей ресторана «Кавказ» проникся к мэру Бергсону крепкой застольной симпатией. Языка, разумеется никто не знает, но я долго наблюдаю две жестикулирующие в тумане фигуры. Как ни жаль, но дружбу народов приходится пресекать в самом зародыше: отпустить заокеанского мэра в ночь по городским злачным местам рука не поднимается.
На следующий день мэр Бергсон проверяет за моим компьютером электронную почту. Выходит расстроенный:
— Узнали плохие новости? — спрашиваю.
— Почти сто сообщений, — сетует он, — и все возмущены этой сбежавшей невестой!
Сразу представляю рассеянную Джулию Робертс с глазами напуганной лани. И действительно, в городе Дулут, штат Джорджия, невеста в буквальном смысле сбежала из-под венца. Мэру Дулута, штат Миннесота за это досталось.
— Даже если бы города не перепутали, что тут можно поделать? – удивляюсь.
– Как что? Я же мэр, обязан реагировать!
Я думаю о том, как это подкупает, когда неравнодушие к окружающим проявляется так искренне и воспринимается так всерьез. И дело тут вовсе не в американской демократии…
Возможно, самые теплые воспоминания о Дулуте оставило общение с профессором медицины Эдвином Халлером. В 2005-2007 годах Эдвин возглавлял Комиссию по побратимским связям города Дулут, а до этого многие годы были отданы развитию отношений между медицинскими факультетами, медиками, студентами обоих городов.
Мое, увы, недолгое с ним знакомство навсегда запомнится таинственной атмосферой, навеянной культурой североамериканских индейцев.
Сначала, несколькими годами ранее, супруга Эдвина Ирина, побывав на праздновании 300-летия Петрозаводска, оставила нам в подарок небольшой кусочек бересты в пластиковой рамке. Гладкий рыжий ромб сплошь усеян узором из мелких дырочек. Выясняется, что это традиционная индейская техника прокусывания бересты зубами. Рамка с берестой много лет стояла у нас в отделе. Тех, к кому мы были особенно неравнодушны, ожидал тест на сообразительность. За все годы отгадавших было лишь двое.
Позже, в 2007 году, Эд Халлер готовил приезд в Петрозаводск команды по строительству традиционной лодки-каноэ племени оджибве: эти коренные жители Америки по-прежнему населяют окрестности Дулута. Обряды по сбору бересты, истории о нахождении дикого риса, легенды о ловцах снов – все это на мгновение вошло в привычную жизнь и осело в ней коротеньким словом «migwich» — спасибо. Спасибо, Эдвин: повстречать, пусть ненадолго, человека с открытым сердцем – это редкий подарок судьбы. Эдвин ушел из жизни в декабре того же 2007 года.
По-настоящему породнились с Петрозаводском Мелисса Кадлек и Дэн Грин, взяв к себе в семью приемных детей из Петрозаводского детского дома №2. Мелисса очень восприимчива и никогда не теряет оптимизма. Хочется думать, этому способствовала её работа в Петрозаводске в 1990-е годы в качестве преподавателя английского языка.
«У нас в Дулуте -25, — пишет она мне, — Bolshoi dybak! Polnyj otstoi!». Вот кто действительно не будет ждать у моря погоды. С приходом Мелиссы в Комиссию по побратимским связям как-то вдруг выяснилось, что есть многое, что еще можно сделать. Например, организовать в Дулуте гастроли ансамбля «Ритм» или устроить выставку акварелей петрозаводского художника Владимира Лобанова.
Вообще, наши многолетние отношения с Дулутом – самое яркое свидетельство того, какой мощной движущей силой могут стать личная вовлеченность, неравнодушие и живой интерес. Достаточно упомянуть, что побратимские проекты в Дулуте осуществляются силами волонтеров, которые помогают транспортом, жильем, сбором средств. Общественная организация — Комиссия по побратимским связям Дулута – также существует за счет пожертвований и грантов.
С большой теплотой многие петрозаводчане вспоминают Шери Савински. В период с 2008 по 2015 годы, когда Дулут активно участвовал в программе «Открытый мир», Шери и ее единомышленники организовали целый ряд тематических визитов для профессионалов из Петрозаводска в области здравоохранения, социальной, молодежной работы.
Благодаря энтузиазму Шери городам в 2014-2015 годах удалось реализовать совместный проект «Новые шаги для детей и семей группы риска». В центре внимания проекта была так называемая «Дулутская модель» как эффективный инструмент реагирования на домашнее насилие. В 2014 году «Дулутская модель» получила Золотую награду от международной организации World Future Council за систему работы, подразумевающую полную защиту и автономию пострадавших от насилия вкупе с привлечением виновных к ответственности.
Интерес к контактам с Россией в Дулуте не иссякает во многом благодаря замечательной традиции: каждую пятницу студенты Колледжа Св. Схоластики, изучающие русский язык, а также все, интересующиеся нашей страной, русскоговорящие жители Дулута, бывшие петрозаводчане собираются в Таверне Сэра Бенедикта у Озера на широко известный «русский стол». Традиция была заложена Томом Морганом, преподавателем русского языка, а также инициатором и многолетним руководителем программы студенческих обменов между Колледжем Св. Схоластики и Карельским педагогическим институтом, ныне – Институтом иностранных языков ПетрГУ. Побывав там лично, могу подтвердить – атмосфера на Русском столе действительно замечательная, хоть и сопровождается вездесущими американскими сэндвичами и чипсами!
Джойс Бенсон – вот ещё один яркий образ, который вобрал в себя уже, наверное, уходящий дух побратимства. Впервые посетив Петрозаводск в 1987 году, Джойс много лет возвращалась снова и снова. В ее последний приезд в 2012 году Джойс как-то по-особому была взволнована. Окунувшись в ностальгические шатания по Петрозаводску, поминутно встречая разнообразных знакомых, Джойс очутилась, в конце концов, на Голиковском рынке. Там, среди развалов зимних шапок, китайских штанов и осенней капусты вдруг возник и исчез мальчик, успев впихнуть ей в руку мобильный телефон со словами «Это вас!». Ошарашенная Джойс поднесла трубку к уху. Там что-то трещало и скрипело.
— Алло, я не слышу вас! — взмолилась Джойс.
— Джойс, это ты? — завопила трубка, — я люблю тебя!
Кто это был, так и осталось для Джойс загадкой. Пусть это будет нашим коллективным признанием ей в любви.
Хотя, почему ей одной? Всем нашим дорогим друзьям в Дулуте и Петрозаводске– тем, кого не удалось упомянуть здесь, и кто в эти годы, изменившие и нас, и наши страны, оставался верен себе.
Вера Мешко
Шведско-Карельский информационный бизнес-центр
(в 2003-2015 годах – сотрудник Отдела внешних связей Администрации Петрозаводска)
30 марта в администрации откроется выставка «Два города — два добрых друга» откроется в Петрозаводске. Ее можно посмотреть по 14 апреля с 9 до 17 часов ежеденевно
В публикации использованы фотографии из архивов автора, В.Т. Степанова, Б.Н. Конанова, Администрации Петрозаводского городского округа