В Музыкальном театре Карелии прошла премьера оперы П.И. Чайковского «Иоланта».
Молодой петербургский режиссер Василий Заржецкий, руководитель независимого театрального проекта «Лестница», творческие интересы которого простираются от оригинальных оперных спектаклей для детей (премьера одноактной оперы Бенджамина Бриттена «Маленький трубочист» состоялась в зале Прокофьева Мариинского театра в феврале нынешнего года) до интеллектуальных музыкальных спектаклей для искушенных зрителей. Постановки музыкально-драматических сцен «Чёрный и белый Гойя», спектакля-плаката «Доктор Живаго», трилогии «Война и мир», концертов open-air «Французский дворик» в 2016 году принесли ему известность среди петербургских театралов и обратили на себя внимание театральной критики.
Обращение к философской сказке «Иоланта», заставляющей задуматься о трагическом разладе между миром мечты и реальностью, было для него логичным. На сцене Музыкального театра Карелии «Иоланта» прежде не ставилась, и предложить петрозаводским зрителям, привыкшим к традиционным оперным постановкам, свой вариант трактовки этой оперы Чайковского было достаточно смелым шагом. Возможно поэтому постановка «Иоланты» осуществлялась как оригинальный театральный проект, включающий показ эскиза постановки, когда зрителям предлагалось познакомиться с режиссерской идеей, затем приглашение широкой публики на генеральную репетицию и наконец на премьеру спектакля.
Петрозаводская «Иоланта» не предполагает модного ныне перенесения сюжета в современность, в ней граф Водемон (П. Полянинов) и герцог Роберт (В. Хавренок) не сваливаются в сад замка на тарзанках, как у А. Петрова в родном театре В. Заржецкго «Зазеркалье», не приезжают на горных лыжах, как в постановке Мариинского театра, — они совершенно по-рыцарски являются на белом коне. А то, что и они, и оруженосец короля Альмерик (П. Хухрин) постоянно прикладываются к фляжке, совершенно естественно для романтического повествования и вносит в спектакль юмористическую ноту.
Костюмы в спектакле соответствуют романтической сказке, при этом нет характерного для постановок «Иоланты» преобладания белого цвета, слепота главной героини (Н. Ландовская) подчеркивается не отсутствием красок, а замечательной игрой актрисы.
Декорации, как всегда в Музыкальном театре Карелии, красочны и не только радуют взгляд, но и соответствуют сюжету (художник-постановщик Ю. Гольцова). В центре сцены, что стало почти обязательным для современных постановок этой оперы — кровать Иоланты, где героиня мечтает и плачет, ведь именно для этого ей даны глаза.
На заднике сцены разворачиваются под музыку Чайковского танцы осенних листьев и дождя, зажигаются звезды. С появлением таинственного мавританского врача Эбн-Хакиа (Д. Танеев) возникают арабские письмена — золотые буквы на огненном фоне, которые сменяются началом Парада планет. На небе только ночь. Надвигающиеся на зал планеты таят в себе нечто зловещее. Явно обозначены Сатурн, Юпитер и Земля.
Полностью Парад планет разворачивается в финальной сцене. Одна из них, приближаясь, увеличивается так, будто вот-вот раздавит хрупкий земной мир, что напоминает Меланхолию в одноименном фильме Ларса фон Триера.
Аллюзией или совпадением замысла Василия Заржецкого и Терренса Малика в фильме «Древо жизни» представляется параллель между величественным неумолимым движением Космоса и не менее значимыми событиями жизни на Земле.
Во время Парада планет охваченная любовью и стремлением увидеть Водемона Иоланта борется с недугом. Теперь мавританский лекарь может ей помочь. Иоланта прозревает и обращается к небу «О купол неба лучезарный», а в этот миг Планета заслоняет Солнце и её обращение звучит в темноте. Хор (хормейстер А. Зорин) поет осанну Вышнему, всё на Земле должно радоваться (неслучайно премьера осуществилась в пасхальные дни), и вместо радости узнавания героиня мечется по сцене в поисках возлюбленного и не узнаёт Водемона… Зато узнаёт свои детские игрушки, часть своего прошлого уютного сказочного мира, ныне покинутого ею. Теперь её окружает другой, возможно, враждебный реальный мир, от которого её защищала слепота и любящий отец, король Рене (В. Мокин). Сказка кончилась, а её счастливый конец не очевиден. Несоответствие музыки и того, что происходит на сцене, при всем том, что не изменено ни единое слово в текстах оперы, задевает и заставляет задуматься каждого.
В. Заржецкий во время встречи со зрителями после осеннего показа эскиза оперы приоткрыл и другой свой замысел: создать спектакль, посвященный родительской любви, ведь и пьеса датского драматурга Генрика Герца называется «Kong Renés Datter» на первом месте стоит «король», а не «дочь», как в русском переводе. Однако, этот замысел нельзя назвать осуществленным — музыка Чайковского на стороне Иоланты.
Исполнение премьерного спектакля можно считать удавшимся. Оригинальная нетрадиционная интродукция, порученная композитором духовым инструментам, иллюстрировалась предысторией дочери короля Рене: в левом углу сцены, где разложены детские игрушки кормилица (Е. Гудкова) показывает маленькой Иоланте (А. Грибанова) книгу с картинками и убеждается, что девочка слепа. На протяжении всего спектакля оркестр под управлением М. Синькевича, музыкального руководителя и дирижера спектакля, звучал слаженно, не соперничая с солистами, а поддерживая их.
Контрастно слепой задумчивой Иоланте звучал хор девушек «Вот тебе лютики, вот васильки…» — веселое, игривое звучание наполнило сцену и было «захлопнуто» Иолантой вместе с альбомом, между страниц которого складывались цветы.
Безупречное владение голосом показала исполнительница заглавной партии Наталья Ландовская, которая справилась даже с исполнением ариозо «Отчего это прежде не знала» в предложенном режиссером неудобном для вокалистов положении лежа. Чередования ариозо в центральной сцене оперы — встрече Иоланты и Водемона — были не только пропеты на высоком уровне, но и актерски сыграны Натальей Ландовской и Павлом Поляниновым и вызвали искренние аплодисменты зала.
Достаточно ярко прозвучал в знаменитой арии Роберта «Кто может сравниться с Матильдой моей» Вячеслав Хавренок.
На премьеру В. Заржецкий пригласил своего давнего коллегу из театра «Зазеркалье» баритона Дмитрия Танеева для исполнения партии мавританского врача. Его магический монолог «Два мира», постепенно нарастая, захватывал зал.
Скорбно торжественно исполнил арию короля Рене ««Ужели роком осужден» Вадим Мокин.
Премьера оперы состоялась. Зал встретил новую постановку с очевидным одобрением. «Иоланта» Василия Заржецкого с её противоречивым финалом, безусловно, украсит оперный репертуар Музыкального театра Карелии.
Фото сделаны на премьере 22 апреля. В роли Иоланты — Ольга Маслова
Фото Владимира Ларионова