Родословная с Юлией Свинцовой

Мальчики и море

фото Дениса Гарипова
Дом Морского кадетского корпуса на 11-й линии Васильевского острова

Когда я читала эти очень старые документы, думала о своём брате.

 

Посвящается моему брату,

 нахимовцу Свинцову

 

Они стали моряками в третьем поколении. Это если считать по линии Амелунгов. Их дед Юлий Карлович  –  герой Севастополя и георгиевский кавалер, отец Константин Юльевич мичман. По линии их матери, урождённой Молас, так просто не счесть всех адмиралов и вице-адмиралов в семье! А потому на роду было написано этим двум мальчишкам, хочется им этого или не хочется, стать воспитанниками Морского кадетского корпуса в Петербурге. Скорее всего, им этого не очень хотелось.

Судите сами: от приволья отчего дома, что в Аткарском уезде Саратовской губернии на Лысой Горе, от любящих многочисленных сестриц и матушки с батюшкой, от лошадиной скачки и охоты с борзыми оторваться и попасть в строгие условия казённого дома.

Только и утешение, что отправлены они были туда вместе – Константин и Владимир Амелунги, братья-погодки, старшему в 1903 году ещё не исполнилось 14-ти, младшему 13 лет.

Морской кадетский корпус. www.etoretro.ru
Морской кадетский корпус. www.etoretro.ru
Сейчас он называется Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт
Сейчас он называется Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт 

В личных делах кадетов, до сих пор хранящихся в архиве военно-морского флота, чего только нет! Баллы по вступительным экзаменам, каковых было семь. Текущие и годовые оценки по 11-12 предметам. Кроме привычных нам русского языка, алгебры, геометрии, истории и географии, ещё и отдельным предметом диктовка по русскому, два языка – французский и английский, проектирование и черчение. Нет литературы, пения, зато есть рисование. В период плавания на учебных судах появляются оценки за морскую практику, артиллерийское, штурманское и машинное дело. В специальных классах много морских предметов – навигация и лоция, астрономия, теоретическая механика, интегральные исчисления. Наряду с ними продолжается изучение родного и иностранных языков. По некоторым фразам понятно, что и строевой подготовкой кадеты много занимались, и танцам обучались.

Оценки у Владимира пёстрые, неровные. Часто выше среднего – 7, 8, 10 по 12-бальной системе. С годами стали лучше и стабильнее. Неизменные успехи по французскому, именно по нему на экзамене получил он высшую оценку 12 баллов. Встречаются высшие отметки по английскому, русскому и истории. Алгебра, геометрия и черчение ему тоже прекрасно удаются, а всё-таки, кажется, гуманитарий, этот кадет Владимир Амелунг!

Учился Владимир неплохо, чего не скажешь о поведении, особенно в среднем из трёх классов. В делах воспитанников есть большой раздел, озаглавленный Хронологическим перечнем проступков и воспитательных мер. Каких только нарушений и шалостей не совершил кадет! «Сжёг смесь селитры и серы в роте, держал свою конторку в беспорядке, плохо шёл во фронте, опоздал на палубные занятия, мешал на физике, переправил балл в журнале с 1 на 11, курил в туалете». Есть и необычные для простого школяра замечания: «Ходил  вопреки приказанию по правой стороне палубы, не вязал койку, ушёл со склянки, возился на шканцах, не вычистил медь перед смотром Министра, выстрелил в чужую мишень». А ещё шалил, шалил, шалил. На занятиях, в спальне, на палубе, на шлюпке, «после гимнастики сильно затягивал «Ура», а во время утренней маршировки впрыгнул в лямку стоявшего рядом столба гигантских шагов».

Казалось бы, от такого кадета все воспитатели и учителя стонут и плачут. Тем более удивительно читать ежегодные Описания общих черт и особенностей характера. Так называется эта графа личного дела.

По окончании первого года обучения характер Владимира описывается как слабый, упрямый и капризный и в то же время задорный, правдивый и открытый. Сумел лейтенант Берлинский рассмотреть в шалуне хорошее. Физически и умственно развит ниже возраста, к тому же ленится, мало бережлив и мало опрятен, начал курить, не всегда внимателен. Но почтителен и вежлив.

Ещё через год характеризуется слабым и очень шаловливым, также ленивым и неаккуратным, но способным. Легко поддаётся дурному влиянию товарищей и не имеет вида благовоспитанного мальчика. Ещё бы, вечно измазан то в мелу, то в чернилах!

Но вот налицо результат трех лет, проведённых в корпусе. Владимиру исполнилось шестнадцать. В характеристике указано – «в высшей степени способный»! «Стал солиднее и из бывшего сорванца начал делаться дельным юношей. В характере имеет ещё много детского. Нрава открытого, весёлого, правдив. Воспитан. Вежлив, хотя изредка любит пошколярничать. Товарищами любим. Больше поддаётся хорошему влиянию и дружит с лучшими кадетами. В последнее время сильно подтягивается» к требованиям корпуса. Заметно, как разительно изменился подросток. А максимальный выход его энергия нашла во время летних учебных плаваний на судне «Моряк» и крейсере «Кн. Пожарский». Там поведения он очень хорошего, исправен, прилежен, внимателен, очень способен к морской службе и распорядителен. Плавания длятся по 92 дня, и по всем летним предметам, таким как морская практика, артиллерийское, штурманское и машинное дело, у Владимира только очень высокие и высшие баллы.

Учебное судно "Моряк"
Учебное судно «Моряк»
Учебное судно "Моряк"
На этом судне проходили учебные плавания

Совсем другой старший брат Константин. Учится заметно хуже Владимира. По французскому также успехи наилучшие, хорошие баллы по русскому и английскому, истории, тут братья схожи. Также переполнен список проступков. То воздушный шар запустит в столовой, то подсказывает, то курит и играет на балалайке во время занятий, часто поздно встаёт, грубит, обманывает.

Все три года характеризуется не только слабым и ленивым, но, в отличие от брата, скрытным, обидчивым, хитрым, неправдивым. Товарищами не очень любим и держится от них отдельно. Но отмечается, что способен и за третий год обучения стал заметно выдержаннее и лучше выполняет требования корпуса.

В отличие от брата и практика на судне Константину не в радость. Хотя к морской службе способен, да мало исправен, мало прилежен и мало внимателен. И оценки по практике не такие блестящие, как у младшего брата. Тем не менее, именно Константин поступает в младший специальный класс корпуса, следующую ступень подготовки настоящего моряка, и из кадета превращается в гардемарина. Надо сказать, что отметки по новым трудным предметам высокие, особенно по навигации, лоции и астрономии. Неизменны успехи во французском. Гораздо меньше нарушений, всего несколько за целый год, даже читать неинтересно. Чаще всего – «поздно встал». Несмотря на то что и шалит меньше, и учится лучше, но морское дело, кажется, так и не смог полюбить всей душой. Пишут, что довольно равнодушен, занятиями мало интересуется, мало расторопен, но всегда исполнителен.

 

Напутственное слово законоучителя священника Д.И. Удимова выпускникам Морского кадетского корпуса. Фото с сайта humus.livejournal.com/2434627.html

Не стали великими мореплавателями братья Амелунги. Не сбылись мечты их отца и деда о продолжении морской династии.

Владимир не станет учиться мореходству дальше. Во всяком случае документы об этом пока не найдены. Зато известно, что вернулся в родные места, служил земским начальником Аткарского уезда. По должности контролировал крестьянское общественное управление и исполнял обязанности мирового судьи на своём участке, был для селян первой судебной инстанцией. Рано, в 21 год, женился на дочери врача и успел родить двоих сыновей. Ну, конечно, их звали Владимир и Константин!

Успел – потому что в период революционных вихрей в 1918 году в 28 лет Владимир был убит. Подробности мне неизвестны. Скорым выстрелом или долгими муками, но рано оборвалась жизнь способного человека, запомнившегося нам открытым и правдивым перепачканным маленьким шалуном, полюбившим морское дело и выросшим на наших глазах на страницах старого и совершенного никому, кроме меня, ненужного дела. А ведь в нём история становления личности непростого ребёнка в казённом учреждении со строгими порядками, где воспитателям было и время, и дело до своих питомцев. Огромная их заслуга в том, что из шалунов и лентяев вырастали хорошие люди и блестящие офицеры.

Судьба Константина также трагична и оборвалась шестью годами раньше, в 23 года.

Побывав и кадетом, и гардемарином, будучи зачисленным в конце 1910 года в мичманы, он застрелился в ночь на 1 ноября 1912 года на эскадренном миноносце «Дмитриев». Был пьян, «в сильно возбуждённом и нервном состоянии» то ссорился, то мирился с сослуживцами, а потом выстрелил себе в висок. Через час, несмотря на усилия фельдшеров и введения камфоры, «пульс его перестал биться, сердце остановилось, и мичман Амелунг скончался». Один из свидетелей написал в своих показаниях, что «о том, что мичман собирается застрелиться, мне было известно давно, повод к самоубийству мне неизвестен». Дело было подробно расследовано, вещи отосланы родным, а мичман похоронен на Волковом кладбище Петербурга, рядом с могилами родственников Моласов. Не смог преодолеть свой характер, а, может, оторванность в детстве от родного дома и не ставшую призванием флотскую службу. Может, был бы он счастливее, если бы занимался любимым французским языком и выбрал другую судьбу.

 

Родители пережили своих сыновей на много лет. Все остальные дети в семье были девочками.

Место гибели мичмана Константина Амелунга. Автор и дата снимка неизвестны, источник — Википедия.

Когда я читала эти очень старые документы, думала о своём брате. Ничего не зная о наследии предков, наш отец определил его в 11-летнем возрасте в Нахимовское училище.

Мой старший брат, нахимовец Дмитрий Свинцов.
Мой старший брат, нахимовец Дмитрий Свинцов.

За многое благодарен теперь брат его стенам. Прежде всего за прекрасное образование. Только он очень тосковал по дому, семье и всегда был гуманитарием. Из высшего морского училища имени Фрунзе, на штурманское отделение которого поступил после окончания Нахимовского, был отчислен по собственному желанию на первом курсе. И только теперь я узнала, что имя М.В. Фрунзе носил в то время бывший Морской кадетский корпус, где учились наши  пятиюродные прадеды Амелунги!

Брат отслужил ещё 2,5 года на Северном флоте. А потом пять лет в институте изучал… отгадайте, что? Ну, конечно, французский язык! Как знать, может быть, в этом и сбылись неосуществлённые желания несчастного мичмана Константина Амелунга. Флотскую службу брату заменили поэзия, журналистика, театр, переводы с французского, в чём достиг многого.

Пожалуйста, будьте бережнее со своими детьми.

 

 

Огромное спасибо Ирине Олеговне Заленской, мастеру генеалогического поиска, за найденные и тщательно переписанные архивные дела.