О детской демократии, песочных замках и приветах Незнайке
Поселок Мелиоративный. Школа, перемена. Несколько ребят выбежали на улицу без курток. Захожу внутрь. Все как полагается – шум, игры, беготня. Непривычно, что все здороваются, даже самые маленькие. Все здесь по-домашнему: аквариум на втором этаже, клетка с птицами на третьем и цветы, цветы. Лишь стены сохранили советский колорит, даже вывеска в гардеробе осталась с тех времен – «Отличного вам настроения и успехов в труде».
«Мы за сотрудничество»
Директор Дмитрий Александрович Ефимов и его заместитель по экспериментальной деятельности Нина Ивановна Коротких рассказывают, что в школе 204 учащихся, в классах по 10 – 14 человек. Многие старшеклассники продолжают учебу в Петрозаводске. За последние годы в поселке прибавилось неблагополучных семей. Потому в школе создана социально-психологическая служба.
– Ее задача – выявление таких семей, – рассказывает Дмитрий Александрович. – Вот ребенок вроде бы и одет, и в школу пришел, а голодный. У нас 65 детей из неблагополучных семей получают бесплатные завтраки. Вообще, мы за сотрудничество с семьей! Без этого школа – учреждение и не более того.
До 5 – 7 часов вечера работают кружки, музыкальная школа. Открыты специализированные классы – фольклорные, хореографические, хоровые. Есть кабинет флористики, музей, пришкольно-опытный участок – один из лучших в России. Одиннадцатиклассники имеют возможность получить водительские права. Минувшим летом ребята побывали в шести экспедициях: увидели Анапу, Сочи, Кижи, поездили по Кондопожскому району.
Дмитрий Александрович работает директором только второй год.
– Вижу свою миссию в сохранении традиций, – подчеркивает он. – Мы отстаем пока в информатизации образования, будем работать в этом направлении.
В школе сильный коллектив – много заслуженных учителей и с высшей категорией. Двое стали лауреатами конкурса лучших учителей по нацпроекту «Образование» – Анна Васильевна Барышникова и Елена Михайловна Ваганова.
…Рвусь на уроки. Вот тут действительно можно понять, чем живет школа, что в ней происходит.
Урок 1. «В ваших силах изменить»
В 10 классе элективный курс «Экологическая безопасность» ведет Виктор Григорьевич Носевич. Тема «Мой родной поселок». За партами всего три человека. Каждый сфотографировал то хорошее, что увидел в своем поселке, и плохое. С одной стороны, свалки, мусор, с другой – карельская природа, несколько приличных зданий. Учитель выбрасывает «мяч»:
– Почему нашим людям все равно, что вокруг них? Почему у нас Дом культуры в таком состоянии, хотя были деньги на ремонт? Откуда грязь, свалки?
Ребята отбивают:
– Люди такие. Никому ничего не надо. Если приезжают гости – единственное, куда их можно привести, – школа.
– А вы посмотрите с другой стороны, не с той, что все виноваты и ничего не сделать, а спросите себя, что в ваших силах предпринять? Вот прямо сейчас создайте втроем проект по защите поселка от мусора.
Задание вызывает неподдельное замешательство. На помощь ребятам приходят присутствующие на уроке завучи школы, глава администрации поселка. Совместными усилиями удается написать программу. До следующего урока нужно придумать листовки, взять пробы воды в речке, посадить два – три дерева.
После урока спрашиваю у десятиклассницы Оли, нравится ли ей курс, полезны ли знания, которые он дает.
– Все это нужно. Но я не верю, что будет толк. Вот мне дали задание посадить деревья, вдохновить на это какой-нибудь класс, а я уверена: никто не захочет, никому ничего не надо… Но попробую, а вдруг?
Перемена. Долгие годы Виктор Григорьевич Носевич работал директором школы. Многое в школ создано именно им. Покинув директорское кресло, остался преподавать. Его главной идеей было создание самодостаточной школьной парламентской республики. Кстати, школьному парламенту 18 лет, каждый год проходят выборы – все как полагается: со списками и избирательными урнами.
Благодаря его усилиям школа всегда была инновационной, участвовала в экспериментах. Все годы ее существования была районной и республиканской экспериментальной площадкой – по региональному образованию (в школе с 1999 года есть специализированные классы по изучению карельского языка), по дополнительному музыкальному и по этнокультурному ообразованию.
Благодаря его усилиям школа всегда была инновационной, участвовала в экспериментах. Все годы ее существования была районной и республиканской экспериментальной площадкой – по региональному образованию (в школе с 1999 года есть специализированные классы по изучению карельского языка), по дополнительному музыкальному и по этнокультурному ообразованию.
Урок 2. «Хочу поспорить…»
Урок математики в 1 классе. В классе десять человек. Еле умещаюсь за игрушечной партой.
Урок проходит в форме игры. Если кто-то из ребят правильно отвечает на вопрос, остальные ему хлопают, пожимают руку. Когда нужна подсказка, говорят: «Хочу взять помощь того-то…» Если не согласны с ответом: «Хочу поспорить с…»
Думаю про себя: «Здорово, что дети чувствуют себя комфортно, свободно. В моем детстве с 1 класса нас муштровали как военных, нельзя было пикнуть, отвечать надо было, только подняв руку, ни в коем случае с места – не то сразу единица или за дверь. Здесь же можно все!»
Девочка с первой парты подзывает учительницу:
– У меня рука болит…
Учительница Татьяна Михайловна Зарецкая гладит ее по руке, успокаивает.
Дети быстро устают. Пять минут материала – и рассеянное внимание. Нужна передышка. Учитель это знает, тут же поднимает их, устраивает динамическую паузу. За урок успевают пройти только, чем луч отличается от линии.
В середине урока один малыш попросился в туалет. За ним гуськом потянулись другие. В результате в классе осталось всего трое. Чтобы не скучать, запели недавно разученную карельскую песенку. Возвращаются одноклассники и тут же присоединяются к поющим. В итоге пел весь класс. Вместе с учительницей, конечно. Вот она какая, детская демократия.
Перемена. Успеваю зайти в школьную библиотеку. Очень уютно. Замечаю на полках не только книги, но и видеокассеты, диски.
– Интерес к чтению больше у детей начальной школы, – отмечает библиотекарь Нина Николаевна Карасева.
Сетует, что мало литературы для среднего звена. Современной литературы вообще не получают, но выручает межбиблиотечный абонемент.
– Интерес к чтению больше у детей начальной школы, – отмечает библиотекарь Нина Николаевна Карасева.
Сетует, что мало литературы для среднего звена. Современной литературы вообще не получают, но выручает межбиблиотечный абонемент.
Урок 3. Военно-театральное училище
8 класс. История. Учитель не сразу соглашается пустить меня на урок.
– Сложный класс. Именно они научили меня повышать голос.
Екатерина Владимировна Евсеева – молодой учитель из Петрозаводска. В школе молодых только трое. Остальные учителя с двадцатилетним и более стажем. Нина Ивановна Коротких говорит о коллегах: «Вместе пришли в школу, вместе состарились».
Сложность класса не пугает, наоборот, интересно. За партами восемь девчонок. В ходе урока подтягиваются один за другим мальчишки. Вваливаются беспардонно, вслух начинают общаться с соседями. Увидев меня, вопрошают: «А вы кто такая?»
Учитель пытается начать урок. Тема «XIX век. Внешняя политика Николая I». Но урок начать не удается. Учительский голос не в силах пробиться сквозь гул с последних парт.
– Какие страны вошли в состав России?
– Франция и Англия! – ошарашивают учителя ответом.
– Пишите «Восстание в Польше», – учительница пытается изменить вид деятельности с устного на письменный.
– Может, не будем сегодня писать?
Класс непробиваем. На задних партах и вовсе драка. Учительница подходит к каждому, пытается хоть как-то привести в чувство. Одному говорит: «Ты у нас на особом положении, будешь сдавать мне все устно».
Но все хотят быть на особом положении… Парень рядом достает вопросом: «А вы откуда?», которым выстреливает со скоростью 100 ударов в минуту. Не выдерживаю: «С Луны».
– Передайте привет Незнайке!
Ну, хоть с чувством юмора у них все в порядке.
Это уже не республика ШКИД. Чтобы взять учеников в оборот, чтобы увлечь эту ораву, нужен не простой учитель, а гибрид военного с актером. Не школа, а военно-театральное училище. Подобных классов много и в городских, и в столичных учебных заведениях, а у современного учителя слишком много обязанностей, и чем дальше, тем больше. Учат в вузе работе с детьми, но это не всегда работает. Вот попадется такой класс – и все теории рассыпаются как песочные замки…
Уезжаю из Мелиоративного с хорошим чувством. Главное, что я увидела здесь, – заинтерсованный, неформальный подход к обучению. Несмотря на проблемы, на трудные классы многое из того, что декларируется в нынешней образовательной реформе – деятельностный и личностно ориентированный подход, профилизация обучения, – уже много лет реализуется в этой школе. Обидно, если в погоне за новшествами не удастся сохранить самое ценное – уникальный опыт, который был накоплен за все годы.
Фото автора
"Лицей" № 11 2008