В Петрозаводске побывал композитор из Сургута, музыкальный куратор галереи современного искусства «Стерх». Речь шла о проекте «Югорский пояс», в котором будут участвовать карельские художники, и не только о нем.
Сергей Зятьков – академический композитор, у него внушительный список сочинений, исполнения в России и за рубежом. Хотелось беседовать с ним только о его музыке, но интересна также и его деловая деятельность (Сергей – замдиректора по проектной деятельности, музыкальный куратор галереи современного искусства «Стерх» в Сургуте), и взгляд на общие музыкальные проблемы.
Сергей Зятьков. Фото Александра Заики
– Вы приезжали в Петрозаводск договориться о сотрудничестве с карельскими художниками. Что это за проект?
– Проект «Югорский пояс» галереи «Стерх» – передвижная выставка художников югорских регионов, которая планируется на осень 2014 года, с финишем в музее «Эрарта» в Санкт-Петербурге. В Петрозаводске с куратором «Эрарты» В. Назанским смотрели площадку – Выставочный зал, работы в мастерских. Неоценимую помощь в организации встреч оказала Мария Юфа – с ней легко работалось. Проекты «Стерха» обычно включают концерты, всегда спецпроекты, связанные с текущей выставкой, визуальный компонент, мастер-классы, творческие встречи. В «Югорском поясе» тоже должен быть аудиовизуальный спецпроект. Здесь две темы – взгляд (художественные рефлексии) в прошлое и будущее своего региона. Чтобы темы были явными и отличали этот проект от подобных, нужно делать упор и на молодых, на новые работы. Полгода есть…
– Какие карельские художники будут участвовать в этом проекте?
– Куратора «Эрарты» заинтересовали А. Трифонов, И. Инюткин, из молодых Н. Егорова, Ю. Шумилова. Это не все имена.
– Будет ли концерт композиторов «Югорского пояса» в Петрозаводске?
– Будет один концерт в «Эрарте», чтобы хватило бюджета, были сильный ансамбль и приличная площадка. К участию в коллективном проекте «Сердце Пармы» (музыкальные иллюстрации, с хореографической перспективой по повести пермского писателя А. Иванова – про югорские территории в канун прихода московитов) планируется пригласить композиторов Перми, Ижевска, Петрозаводска, Сургута, 8-10 авторов.
– Вы много общаетесь с художниками. Оказало ли это влияние на ваше творчество?
– Когда работал в театрах, тянуло на драматичную музыку, преподавал в учебных учреждениях – писал «для детей и юношества». В галерее начал писать музыку под сильным визуальным влиянием – для выставок, по работам Л. Казбекова. Сейчас дописываю цикл «Сюрреалисты». Это пьесы по творчеству Кирико, Ман Рэя, Танги, Миро и будут еще Руо/Дюбюффе и финал – «Трактат о живописи». Есть ряд «литературных» вещей – квинтеты «Приглашение на казнь» (В. Набоков) и «Ирис Ансельма» (Г. Гессе), квартеты «Затоваренная бочкотара» (В. Аксёнов) и «Стена вокруг мира» (Т. Когсуэлл).
– У вас также много музыки, связанной с образами сна. Почему?
– При первых серьёзных опытах сочинения в юности была вера, установка, что музыку надо как мир обнаружить, надо, чтобы она явилась. Это вело дальше к какому-то застыванию, сосредоточению, долгим погружениям в то, что уже заимело какие-то определенные и привлекательные колористические звуковые ощущения. Всё это похоже на сон. Потом как-то натолкнулся на такой же тип творчества – не напряжения, а торможения, медитации у Скрябина… В юности было близко его творчество по разным параметрам.
– То есть музыка уже есть или в самом человеке или во внешнем мире… Сейчас вы думаете точно так же?
– Сейчас, наверное, стал музыку больше делать и писать гораздо быстрее. Может, теперь сочинение чаще выращиваю, чем обнаруживаю. Хватает малого – один жест, ход, интонация – и уже могу работать, и по этому каналу начинают выходить, подбираться все подходящие, наработанные музыкальные реакции. Но метод частых коротких погружений – медитаций – забываний – и снова погружений остался.
– Вы сотрудничаете с известными ансамблями и композиторами из разных городов. Как воспринимает публика ту музыку, которая звучит на концертах «Стерха»?
– Концертов современной музыки было за четыре года всего-то полтора десятка. Да, пока проблема для концерта ГАМ-ансамбля (Галерея актуальной музыки) или МАСМа (Московский Ансамбль Современной Музыки) набрать зал даже в 30 человек. Приходят не музыканты – коллег из музколледжа или из филармонии почти не вижу, а просто знакомые да любопытные. На известное себя, любимого, вытащить проблема, а тут вовсе три икса – неизвестные музыка, ансамбль и площадка. Если бы не галерея, идущая мне навстречу, современка просто не звучала бы в городе вообще.
Примечание: Сургут – город по численности примерно равный Петрозаводску, но консерватории там нет, а значит сложностей с исполнением и пропагандой современной музыки больше. Тем не менее «Стерх» реализует музыкальные проекты, которые замечают и столичные критики.
– Что для вас является критерием композиторского успеха?
– Слово «успех» – не из лексикона современных композиторов, оно проклятие времени. Успешен Г. Свиридов? Не слышал про зарубежные исполнения. Успешен Л. Десятников? Кинокомпозитор поневоле. Успешны Р. Щедрин, А. Раскатов? Не могут себе позволить жить и быть композиторами на родине. Для молодых российских авторов успех – это, может быть, зарубежные исполнения и заказы. Но пока никто еще на этом серьёзной карьеры не сделал. В ХХ веке появилось слово «маверики» – неуспешные композиторы-изгои, которым неожиданно оказалась очень обязана история музыки. Для себя критерии успеха, понимая его как достижение важнейших профессиональных целей, предложу три. Личный – сочинил и удивился сам себе, удивил других – масштабное, цельное, живое получилось сочинение. Публичный – люди после концерта подходят в растрёпанном состоянии и говорят какие-то новые для себя слова как будто бы предназначенные мне – а что, да, мне. Экспертный – коллеги не устают приглашать в проекты и даже если ругают, то как-то вежливо и длинно. Подумал, что есть общий цеховой успех, и он важнее, – который в том, чтобы профессиональная традиция не слабела и приходили новые таланты.
Интервью с композитором подтверждает, в какой сложной ситуации находится современная музыка. Для кого она создаётся? Кто её потенциальный слушатель? В Карелии такая проблема тоже есть, но она решается. В консерватории создан Дискуссионный клуб Аrt-Progress, куда может прийти любой желающий, чтобы послушать и обсудить сочинения современников, активно работает Молодёжное отделение Союза Композиторов Карелии «МолОт». Есть исполнители-энтузиасты (А. Дикоев, другие), благодаря которым новые сочинения звучат, и это важно, ведь для того, чтобы иметь право сказать «нравится – не нравится», надо эту музыку слышать.