В Петрозаводске сегодня начинается Открытый республиканский фестиваль флейтистов имени Станислава Пошехова
Представьте: идёте вы по торговому центру и размышляете, чего вам не хватает для красоты и комфорта, либо предвкушаете покупку очередной развивающей новинки для чада и вдруг…слышите музыку. Живую, флейтовую. Значит, вы попали на флешмоб, который проводится в рамках второго Открытого республиканского фестиваля флейтистов имени С.В. Пошехова.
О сюрпризах и традициях фестиваля, о музыке и флейте интервью с его организатором, артистом симфонического оркестра Карельской государственной филармонии Александром Милицким.
— Александр Сергеевич, как на музыканта влияет место выступления? И где любил играть ваш учитель Станислав Васильевич Пошехов?
— На меня место влияет очень сильно. Одна из площадок нашего фестиваля – Музей изобразительных искусств. Атмосфера его прекрасных залов, картины, рояль – всё это вдохновляет. Музей – одно из последних мест, где играл Станислав Васильевич, и это значимо для его учеников, участвующих в фестивале.
Станислав Васильевич Пошехов любил давать концерты в разных местах Петрозаводска, и сложно найти площадку, где он не играл. Вот и наш фестиваль тоже старается менять обстановку. В этом году слушателей ждёт концерт в одном из городских кафе. На глазах публики будут образовываться ансамбли, джемы. Причём, участвуют не только флейтисты: пианистка Ирина Смирнова, кларнетист Леонид Янишен, мультиинструменталист, дирижёр Михаил Тоцкий и другие исполнители.
Изменили и место проведения флешмоба. Его цель — сказать людям, что флейтовая музыка существует, чтобы они прикоснулись к искусству, и у них возникло желание прийти в зал и полноценно насладиться концертом. На прошлый флешмоб приходили флейтисты, с которыми я не был знаком лично. Мы играли дуэты, ансамбли, что называется, с листа. Было очень здорово! Приезжала из Москвы вдова Станислава Васильевича Пошехова Елена Павловна. Она передаёт привет всем участникам фестиваля.
— Что вы чувствуете, когда исполняете духовую музыку?
— Духовая музыка очень связана с человеком, дыхание человека – это жизнь, и через это дыхание, через свой инструмент мы транслируем жизнь. Связь с ним непосредственна, и я полностью погружаюсь в музыку: сердцем и интеллектом. Когда играю сонаты Баха, испытываю ощущение сродни медитации, без эгоистичного начала, растворяюсь в глубоком потоке мысли и высоком духовном состоянии.
— Почему вас привлекла флейта?
– Родители привели меня в музыкальную школу примерно в 11 лет. Мне нравилось заниматься, играть лирические, романтичные вещи. Однако, при всей любви к этому волшебному инструменту, главное во флейтизме не флейта, а человек.
— Согласны с высказыванием из фильма Феллини, что все флейтисты немного с сумасшедшинкой?
– Так можно сказать про любого творческого человека. Профессиональный музыкант – фанат своего дела, окружающим он может показаться чудаковатым. Специфика игры на духовых инструментах заключается в том, что физические усилия и воздействие на организм больше, чем на других инструментах. Возможно, с этим и связано особое к флейтистам отношение.
— На кого ориентировался Станислав Васильевич, и какие флейтисты восхищают вас?
– Пошехов всегда очень сердечно отзывался о своём учителе, профессоре Ленинградской консерватории И.Ф. Янусе. Он был убеждён, что надо уважать любого исполнителя, видеть хорошее, а не критиковать. Я это мнение поддерживаю. Но если выделить кого-то, могу назвать выдающегося флейтиста Эммануэля Паю, сэра Джеймса Гэлвея, Яна Андерсона. Это большие музыканты и большие пропагандисты флейты, благодаря которым она пользуется интересом и популярностью во всём мире.
— Чем отличается нынешнее поколение флейтистов от предшествующего с точки зрения технического уровня, индивидуальности исполнения?
– Информационное поле сейчас более богатое. Доступны высокопрофессиональные флейты, возможности виртуального и личного общения, стажировок и мастер-классов за рубежом – всё это помогает музыканту совершенствоваться. Уровень вырос, флейтистов стало больше, поэтому на общем фоне может показаться, что индивидуальности не хватает, но она есть, ведь у музыкантов по-прежнему достаточный арсенал самовыражения: интонация, темп, акценты, эмоции.
— Вы были с оркестром филармонии в Китае. Как там вас встретили?
– Очень уважительное отношение к музыкантам из России. Там действительно на уровне государства понимают важность классической музыки, при том, что страна развивалась в своём индивидуальном русле, и классика является для китайцев чужеродным элементом. Много музыкантов учится в России, и в Петрозаводске в том числе. Дипломы, которые они получают здесь, у них на родине высоко ценятся.
— От чего зависит способность к восприятию музыки?
– Каждый понимает музыку по-своему, это касается и профессиональных музыкантов. Чем сложнее музыка, тем сложнее осознать замысел композитора. Как правило, такие сочинения нужно прослушивать не один раз. А сколько примеров, когда великие произведения были освистаны образованной, музыкально подкованной публикой? Кто-то от природы более чуток к восприятию, но в любом случае эту чуткость нужно воспитывать – без самообразования этот дар пропадёт. В музыке заложены абсолютные ценности, она оперирует абстрактными понятиями, дает простор для фантазии и воображения, и слушатель может представлять иные образы, нежели композитор, – это естественно и нормально.
— Чего не достаёт, по-вашему, в музыкальной жизни Карелии?
– Культурная жизнь в республике довольно насыщенная. Хотелось бы ещё расширить географию фестиваля. Пока это непросто, поскольку участие бесплатное, всё делается собственными силами. В будущем надеемся на финансовую поддержку. Миссия фестиваля в том, чтобы дарить радость, и чтобы именно в карельскую столицу приезжали ведущие преподаватели флейты, в том числе из-за рубежа, давали мастер-классы и взрослым, и детям.
Программа фестиваля
5 апреля 17.00-18.00 – Большой флешмоб флейтистов Карелии «Флейтовая кутерьма» (ТРК «ЛОТОС PLAZA», Лесной пр-т, 47А).
7 апреля 12.00 – Концерт юных исполнителей-флейтистов (Концертный зал Специализированной школы искусств, ул. Ленинградская, 19).
8 апреля 15.00 – Концерт «Волшебная флейта Мастера» (Музей изобразительных искусств Республики Карелия, ул. Карла Маркса, 8). Вход по билетам на выставку 50-150 р.
9 апреля 19.00 – Закрытие фестиваля. Праздничный «Концерт друзей» (Клуб «Бегемот», ул. Дзержинского, 7). Вход – 200 р., при предъявлении флейты – бесплатно.