Петрозаводская консерватория выпустила книгу о композиторе Эдуарде Патлаенко. Сборник «Призвание»отличается глубиной и честностью, как и сам мэтр карельской музыки.
Редактор-составитель книги — Наталья Хилько, кандидат искусствоведения, доцент Петрозаводской консерватории. Она собрала работы музыковедов о композиторе, опубликованные в разные годы. Это материалы о симфонии-кантате «Кантелетар», «Песни о Гайавате», «Симфонических рунах», на которые повлияла графика Тамары Юфа, вокальных произведениях, его жанровых экспериментах 60-х, Четвертой симфонии.
В книгу вошли и три версии творческого портрета Патлаенко — А. Черепахиной 1982 года, Натальи Хилько 2011 года и специально подготовленный для книги очерк Натальи Гродницкой.
«Эдуард Николаевич Патлаенко всей своей жизнью демонстрирует счастливый случай, когда человек с юных лет нашел свое призвание, понял, что он должен делать в жизни, — пишет Наталия Гродницкая. — Это не означало облегченности пути, напротив, — с первых шагов он почувствовал «сопротивление материала», но вопреки всему упорно шел своей дорогой». Еще в юности он сформулировал свой девиз: «Мне хочется трудного».
Трудности, которые пришлось преодолеть Патлаенко на пути к мечте стать композитором, могли бы сломать кого угодно, но только не его. Не имея музыкальной подготовки, кроме посещения школьного кружка народных инструментов, парень из села поступил в Ставропольское музыкальное училище. Фанатично занимаясь, преодолев многочисленные препятствия, стал студентом Ленинградской консерватории. С самого начала Патлаенко шел своей дорогой. В нем, пишет Гродницкая, природой была заложена творческая дерзость. Его поддерживали и защищали педагоги, не давали отчислить за профнепригодность. Окончил консерваторию Патлаенко успешно.
Настороженно встретили молодого автора в Союзе композиторов Карелии. «Духа карельской музыки не учуял…», «Сочинение не взволновало» и классические «…не ясно, что автор хотел сказать этим сочинением», «…новаторство ради новаторства» — вот некоторые отзывы коллег по цеху.
В Москве, пишет Наталия Гродницкая, в отличие от Петрозаводска музыку Патлаенко поняли сразу: «И это закономерно: столичные художники — москвичи и, пожалуй, особенно ленинградцы — уже вкусили с оттепелью новые возможности и с готовностью откликнулись на них, в том числе и студент Патлаенко. А в Карелии по-прежнему царила укоренившаяся традиция, преодолеть которую композиторы не могли». Великий Георгий Свиридов произнес во время одного из обсуждений: «Мы должны поддержать его (Патлаенко) произведения».
Наталия Гродницкая имела возможность пользоваться дневниками и записями Патлаенко, которые он ей предоставил. Она рисует не парадный портрет, пишет и о творческих неудачах. Однажды композитор самокритично записал: «Министерство культуры РСФСР забраковало партитуру, и я им за это очень, очень благодарен…»
Вершиной творчества Эдуарда Паталенко Наталия Гродницкая считает вторую половину 70-х и первую половину 80-х годов, когда были созданы два самых значительных опуса — ораториальная симфония «Русия и меч», либретто к которой композитор писал восемь лет, и Четвертая симфония, посвященная памяти погибшего в 41-м отца.
Завершил свою композиторскую деятельность Эдуард Патлаенко в 2011 году пьесой для кларнета и фортепиано «Покой». Творческое наследие Патлаенко — 58 опусов.
Эдуард Патлаенко преподавал в Петрозаводском музыкальном училище и Петрозаводском филиале Ленинградской консерватории. Среди его учеников известные композиторы Вячеслав Кошелев, Андрей Кондаков, Владимир Шинов, Игорь Субботин и другие. Контакт со студентами он находил всегда, чего не скажешь о коллегах.
Известен Эдуард Патлаенко и как поэт, «Лицей» публиковал его сочинения. Сборник завершает его венок сонетов «Круг венчальный».
Книга, увидевшая свет в издательстве «Версо», отличается культурой издания во всех своих составляющих. На ее обложке портрет Эдуарда Патлаенко работы Ирины Ларионовой. Тираж — 100 экземпляров.