Сегодня пресс-служба правительства Карелии разослала в СМИ пресс-релиз Министерства образования республики о планах построить новую коррекционную школу-интернат. «Новость» всюду опубликована, при этом никто не обратил внимания, что не названы ни сроки, ни источники финансирования.
Пресс-релиз звучит оптимистично:
«По поручению Главы Карелии Артура Парфенчикова проводится работа по подготовке к строительству в Петрозаводске специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната. Объект постоят взамен зданий с высоким износом, в которых размещаются государственные общеобразовательные специальные (коррекционные) школы-интернаты №21 и №23».
Далее сообщается, что «прорабатываются вопросы по определению земельного участка для строительства здания новой школы-интерната в экологически чистом районе города Петрозаводска, что благоприятно скажется на здоровье обучающихся, а также с учетом транспортной доступности для всех детей».
Обещано учесть «технические условия для обучения детей с особенностями развития, обеспечения мобильности детей с тяжелыми отклонениями (лифт, подъемники), мест отдыха для всех обучающихся. Школа-интернат будет спроектирована с учетом вариативности требований к рабочему месту (обучение в положении стоя, сидя, лежа), с соблюдением требований к организации коррекционно-развивающих занятий и проведения реабилитационных мероприятий».
Хотелось бы порадоваться за особых детей Карелии, но не получается.
Во-первых, про поиски участка речь идет давно. В январе 2018 года министр образования Карелии Александр Морозов, отвечая на запрос «Учительской газеты» о планах по строительству нового образовательного учреждения для детей с инвалидностью, проинформировал, что строительство в Карелии специальной (коррекционной) школы-интерната находится в планах правительства республики Карелия, Администрация Петрозаводского городского округа ищет подходящий участок под строительство. Ищет до сих пор?
Во-вторых, в пресс-релизе ничего не сказано про источники финансирования, хотя еще в мае 2017 года руководитель социального блока правительства Лариса Подсадник информировала, что «с Минобрнауки прорабатывается вопрос о строительстве новой школы-интерната на 500 мест. Есть перспективы попадания в соответствующую федеральную программу. Идет поиск места для учреждения. Примерная стоимость проекта – полмиллиарда рублей». Получается, не сумели попасть в федеральную программу? А если попали, почему в официальном сообщении не сказано, какие средства выделены?
В-третьих, умолчали в пресс-релизе о сроках появления новой коррекционной школы-интерната. Похоже, федеральные средства не выделены. Глава Карелии Артур Парфенчиков, открывая в начале сентября этого года новую школу в Ледмозере, назвал ближайшие школьные новостройки республики: в рамках федеральной программы в Карелии планируется построить новые большие общеобразовательные школы в Петрозаводске, Сортавале, Кеми и Медвежьегорске. Как видим, среди них нет коррекционной школы-интерната.
Почему же тогда Минобразования Карелии распространяет странную информацию без всякой конкретики? Не потому ли, что на днях Уполномоченный по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова заявила: «Закрытие коррекционных школ вызвало множество проблем».
В Карелии, как мы не устаем напоминать, в 2016 году была ликвидирована коррекционная школа-интернат №22 для детей с тяжелой патологией речи. Ее воспитанников раскидали по другим интернатам и общеобразовательным школам, детей из районов отправили восвояси, хотя там нет специалистов, которые могут помочь детям с серьезными речевыми нарушениями.
И не надо уверять, что такие процессы идут всюду по России. Анна Кузнецова привела в пример Оренбургскую область, где не закрыли ни одного коррекционного учреждения. В Новосибирске только что построена уникальная школа для слабослышащих и глухих детей города и области — без федеральных денег! По сути, это целый образовательный комплекс для детей дошкольного возраста возраста до профессионального определения.
Ну а в Карелии родители особых детей живут надеждами — от пресс-релиза до пресс-релиза…