Электронные дневники и журналы в карельских школах работают с серьезными перебоями. Педагоги вынуждены делать двойную работу, перезаписывая пропадающие уроки. Родители не могут контролировать успеваемость своих детей, выполнение домашних заданий.
В редакцию «Учительской газеты» обратились родители петрозаводских школьников. Причина – сбой в работе электронной системы «БАРС», на которую недавно перешли городские школы.
Приближается конец четверти, а встревоженные родители не могут проконтролировать ни оценки учеников, ни выполнение домашних заданий.
Проблему с выставлением оценок и работой в системе подтверждают и учителя карельских школ. Уже год назад молодые педагоги Петрозаводска негативно отзывались о нововведении: они не оценили ни интерфейс, ни функционал системы. Теперь учителя даже не мечтают об удобстве, их интересует вопрос рабочего состояния программы.
– Проблемы у всех одинаковые. Вход через госуслуги создал дополнительные проблемы как для детей, так и взрослых. Вторая сложность – система постоянно зависает. За первую четверть, которая только заканчивается, впереди еще выставление оценок, более пяти раз были технические работы, которые делали невозможными любые действия! Периодические сбои – эта наша реальность, – так прокомментировал ситуацию математик одного из лицеев Петрозаводска.
– Электронный журнал постоянно вылетает, стоит только минут пять не поработать в нем, приходится вновь заходить, вводить пароль, — рассказывает петрозаводский учитель истории.
– Типичная ситуация, когда на экране высвечивается надпись «Произошла ошибка связи с удаленным сервером. Попробуйте повторить попытку входа позднее». К сожалению, с подобным встречаемся часто! – подтверждает учитель из Кемского района Карелии.
О проблемах говорят и руководители петрозаводских школ.
– Совершенно понятно, что электронный журнал как часть процесса перехода на электронный документооборот – тренд сегодняшнего дня, – прокомментировала происходящее директор лицея №1 Анжелика Гуденко. – Но так же очевидно, что действующая система технически несовершенна. В связи с чем образовательные организации сталкиваются с серьезными проблемами. Образовательный процесс срывается. Педагоги вынуждены делать двойную работу, записывая и перезаписывая пропадающие уроки. Родители не могут контролировать успеваемость своих детей, выполнение домашних заданий. Администрация не может осуществлять контроль заполнения журнала учителями. Все положения локального акта, а он есть в любой образовательной организации, где принят электронный журнал, нарушаются. Педагоги негодуют по поводу постоянного срыва работы системы, требуют от администрации эффективных управленческих решений. Родители обращаются с жалобами в органы управления образования на бездействие администрации школы, лицея, гимназии. Лицею наносится репутационный вред.
«Учительская газета» направила запрос в управление образования Администрации Петрозаводска. Там уточнили, что переход на информационную систему «Электронное образование» проходит в городе по распоряжениям правительства РФ. В октябре 2016 года карельские власти заключили контракт с АО «БАРС Групп» для «модернизации системы в части доработки регионального сегмента». В декабре 2017 года Минобразования Карелии издало документы по внедрению и апробации этой системы в школах Петрозаводска.
С этого учебного года система функционирует в штатном режиме. О проблемах минувших выходных, когда стал недоступным вход в электронные журнал и дневник, в администрации города знают, как и в целом о трудностях в работе с системой.
– Да, в ходе эксплуатации выявлены технические недостатки в работе сервисов, которые своевременно передаются ответственными специалистами на уровне образовательных учреждений в службу технической поддержки для дальнейшего устранения, – рассказала Вера Замахина, главный специалист управления образования комитета соцразвития Администрации Петрозаводска.
Она уточнила, что офис компании разработчика находится в Казани. С учетом удаленного взаимодействия вопросы решаются не так оперативно, как этого ожидают учителя и родители.
Знают о проблеме и в Министерстве образования Карелии. Как пояснил министр Роман Голубев, сбой был связан с плановыми техническими работами, которые 13 октября проводил в системе «Ростелеком» – исполнитель госконтракта.
«По состоянию на 15 октября 2019 года система функционирует, в том числе модуль «Электронная школа», за исключением возможности авторизации в системе через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Эта проблема также будет оперативно устранена», – пообещал Роман Голубев.
Год назад проблему внедрения в школах электронной системы «БАРС» уже обсуждали в Министерстве образования Карелии. Тогда разработчики системы из Казани пообещали учителям, что технические проблемы устранят, и к ноябрю [2018 года] «БАРС» «залетает». Прошел год, школы Петрозаводска и Карелии повсеместно перешли на новую систему, а проблемы остались прежними. Между тем, ПАО «Ростелеком» получил в конце 2017 года госконтракт на сумму почти 100 миллионов рублей на модернизацию и сопровождение автоматизированной информационной системы «Электронное образование РК». О том, как происходит это сопровождение, судить можно по названным проблемам.