Образ классической учительницы выведен трогательно, по-школьному правильно, начиная с одежды: длинная юбка, пальто, правильная речь, восторженность в постановке вопросов, вера в правду и справедливость. От этой каноничности веет бедой.
Фильм «Простой карандаш» смотреть не планировала. Слишком простое у него название, обманчивое, не сулящее спокойствия. Не ошиблась: если хотите увидеть нашу российскую действительность, пожалуйста на этот фильм. Будут там и разбитые дороги, и убожество (забудьте про нацпроекты) зеленых школьных коридоров, и классные кабинеты со старыми досками и столами. Провинция в тысяче (точнее, 1230) километрах от Москвы.
Если бы год назад мне рассказали, что жизнь шестиклассников может изменить один сверстник, я бы не поверила. Если бы сказали, что учителя могут закрывать глаза на происходящее и не бить тревогу, когда дети дерутся, пьют и курят, я бы не поверила. Но учителя, случается, не интересуются тем, что происходит в реальности. Или закрывают глаза на всё, что за рамками их предмета. Вот и в этом провинциальном городке детей бьют, забирают у них мелочь, диктуют правила поведения в школе и на уроках. Зачинщик — 12-летний Миша Пономарев, чей брат отбывает срок в тюрьме.
У фильма открытый финал. Кто скажет, что случилось с учителем Антониной Максимовной, которая приезжает в глубинку, к своему мужу, отбывающему наказание в местной колонии за чрезмерную политическую активность? Женщина средней одаренности и возраста оказывается учителем по призванию. ИЗО, черчение и рисунок — вот что она преподает детям на уроках, на самом же деле учит видеть прекрасное, настоящее, едва уловимое.
Образ классической учительницы (какая редкость!) выведен трогательно, по-школьному правильно, начиная с одежды: длинная юбка, пальто, правильная речь, восторженность в постановке вопросов, вера в правду и справедливость. От этой каноничности веет бедой. И даже одухотворенные лица провинциальных детей надежды не дарят. Наоборот, будто предупреждают: быть беде — не простит глубинка этого хождения в народ… Не прощает учителя и Миша. До последних кадров фильма кажется он злодеем, но, когда возникает его брат, выпущенный на волю, понимаешь, что Миша не самое большое зло на свете.
О том, что стало причиной беды, можно спорить. Это и убогость жизни, и равнодушие, попустительство школы, милиции, родителей — всех взрослых, которые выбрали для себя удобную тактику не замечать происходящее. Можно и петербургскую учительницу обвинить: вот ведь какая — приехала и всколыхнула выстроенный и понятный быт провинциалов.
Можно спорить, а можно и красоту российской природы увидеть, и детскую душу, которая вопреки всему, к красоте тянется… Еще увидеть механистичность этого мира. На фабрике, похоже, единственной, что дает рабочие места, кроме школы, выпускают карандаши, цветные и простые. Цикл производства показан в деталях: от работы с заготовками до появления пригодного к использованию, изделия. С конвейера сходят готовые карандаши.
Фильм «Простой карандаш» — без сомнения, успех 2019 года. Режиссер и сценарист Наталья Назарова, оператор Андрей Найденов смогли создать метафизическое кино, в котором многое моделируется и считывается на уровне взгляда, интонации, смены света и тени. Удивительно, но фильм сняли в карельской Сегеже. Участниками съемок стали жители карельской глубинки.
Заинтересовал материал? Поделитесь в социальных сетях и оставьте комментарий ниже: