Новости

Треть подростков самые большие трудности при дистанте испытывала с пониманием заданий

В научном электронном журнале ПетрГУ «Непрерывное образование: XXI век» опубликовано исследование доцента кафедры психологии Аниты Румянцевой об опыте дистанционного обучения в республике.

Фото: octagon.media
Фото: octagon.media

Статья посвящена изучению трудностей, с которыми столкнулись подростки при экстренном переходе к дистанционному обучению в условиях самоизоляции, мотивов возвращения к обучению в школе и преимуществ дистанционного обучения с точки зрения подростков, говорится в аннотации.

Для изучения опыта дистанционного обучения подростков с помощью участников подростковых групп ВКонтакте были отобраны 138 сообщений, касающихся обучения в дистанционном формате.

В первые дни дистанционного обучения чаще взаимодействие шло через социальный сервис «ВКонтакте», а через некоторое время – преимущественно через веб-сервисы для школ или сервисы конференц-связи.

Большинство подростков обучалось дистанционно, используя свой смартфон. Это само по себе было непривычно – ведь еще несколько месяцев назад для школьников он преимущественно являлся своеобразным способом решения традиционных проблемам подросткового возраста, выполняя специфическую психологическую защитную функцию. Ранее смартфон скорее отнимал время от учебы в процессе подготовки к занятиям дома и отвлекал во время занятий в классе.

Проведенный анализ позволяет выделить ряд типичных трудностей, которые были объединены в две группы: технические и организационные.

Технические: проблемы с электронной почтой (10,9%), проблемы с платформой, на которой проводится обучение (6,5%), проблемы с доступом и паролем к электронному дневнику (5,07%).

Организационные: непонятное задание (31,2%), большое количество или объем заданий, недооценка трудоемкости (15,2%), трудновыполнимый или неудобный формат задания (12,3%).

Технически наибольшие затруднения при переходе к дистанционному обучению вызвала необходимость регистрироваться на новых платформах с созданием аккаунтов и электронной почты. Оказалось, что подростки, зарегистрированные в большом числе разных приложений и ресурсов, среди которых традиционно лидируют социальные сети, видеохостинг «YouTube» и сервис для создания и просмотра коротких видео «TikTok», затрудняются с использованием электронной почты.

Среди организационных трудностей почти треть высказываний из категории «непонятное задание». Подростки делились тем, что, на их взгляд, не всегда было понятно, устно или письменно выполняется задание, нужно ли его сдавать и если да, то каким образом и в какой срок. Одним педагогам можно было высылать задания по факту выполнения, в любое время; другие предпочитали получать сообщения до или после определенного времени или в небольшой временной промежуток. А вот кто из учителей как организует время приема работ, не всегда было сразу понятно. Поэтому, осознавая напряженность ситуации и опасаясь реакции учителей, подростки сперва долго обсуждали эти моменты между собой или в текстовых и голосовых сообщениях.

Во время дистанционного обучения на самоизоляции у подростков в социальных сетях получил распространение хештег «#хочувшколу». Чем обусловлено такое желание? На первом месте — «общение с одноклассниками». Далее — «учителя организуют, поясняют, интересно и понятно рассказывают» и «от работы на компьютере болят глаза, голова и спина».

Среди преимуществ дистанционного обучения возможность снижения страха и тревоги в ситуации, когда не сложились отношения с одноклассниками или педагогами. Особенно когда обучающийся столкнулся с буллингом.

При организации обучения без использования конференц-связи подростки получили возможность более удобно распределить время. Это особенно порадовало ребят с ярко выраженными индивидуальными особенностями: флегматиков, «быстрых», «сов» и т. п.: «Высплюсь нормально, сделаю по-быстрому».

Нередко высказывались и те, кто искренне радовался возможности учиться минимально. Они выполняли только те задания, которые точно проверят, и использовали разные хитрости, чтобы прилагать поменьше усилий.

Со статьей «Опыт дистанционного обучения глазами подростков» можно познакомиться по ссылке: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=6349