Люди, Общество

Город П. и Валерий В.

Краеведческие материалы Валерия Верхоглядова под рубрикой «В городе П.» — он же и придумал название — стали самыми читаемыми.
.

13 марта исполняется 75 лет со дня рождения журналиста, писателя, краеведа Валерия Верхоглядова. Публикуем выдержки из предисловия Юрия Шлейкина к книге «Петрозаводск Валерия Верхоглядова. Записки краеведа», которая вышла двумя изданиями в издательстве «Острова» в 2019 и 2020 годах, а также заметку Валерия «Моя встреча с краеведением».

 

 

Слово о друге и новой книге

Классические строки Федора Тютчева, написанные в 1869 году:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

 

А вот другие поэтические строки:

Неправда, друг не умирает,

Лишь рядом быть перестает.

Он кров с тобой не разделяет,

Из фляги из твоей не пьет…

Это Константин Симонов. В 1970 году Валерий Верхоглядов, молодой журналист «Комсомольца»,  встречал Симонова в Петрозаводске на перроне вокзала. Валерий гордился, что редакция доверила ему это задание — встретиться с легендарным журналистом и писателем, но волновался и переживал, получится ли разговор. А тут еще налетели старшие зубастые коллеги из других газет, с радио и телевидения… Сохранились снимки той встречи, и на них видно, как серьезен Валерий, как озабочен заданием.

Таким обстоятельным, вдумчивым (никакого верхоглядства!) он был и в своем творчестве. Но любил и пошутить, поиронизировать, поиграть с читателем: «Вперед за мной, читатель!». Это ему подсказал стиль книг Валентина Пикуля, которого он в молодости обожал и даже имел с ним краткую переписку, чему мы,  коллеги Валерия, страшно завидовали. Книги Пикуля в 1970-е годы были, как и доллары,  недосягаемы.

Нам не дано предугадать… Пройдут годы, и у Валерия выйдет первая книжка, затем вторая, третья … десятая. Это были книги о поселке Пряжа, о студенческом хоре ПетрГУ, фотоальбом, посвященный комсомолу Карелии. А затем стартовала его главная книжная серия — о Петрозаводске.

1991-й год был историческим не только для нашего государства — Советского Союза, но и в судьбе Валерия. Только если финал года стал для государства трагическим — СССР распался, то для журналиста Верхоглядова начало года оказалось по-новогоднему счастливым — с 1 января 1991 года он стал работать заместителем главного редактора новой городской газеты «Петрозаводск». И здесь в полной мере раскрылся его талант как журналиста и, одновременно, как историка (хотя у него был диплом филолога) и краеведа.

Все мы в ту пору наслаждались отсутствием цензуры в печати. Валерий — не исключение. Он с азартом и увлечением окунулся в трехвековую историю родного города. И в это азартное путешествие увлек за собой петрозаводчан разных возрастов — тысячи читателей газеты.

Тираж «Петрозаводска» по нынешним меркам был фантастическим — 40–50 тысяч экземпляров. Почти каждая семья читала нашу городскую газету, а краеведческие материалы Валерия под рубрикой «В городе П.» (он же и придумал название) были самыми читаемыми и любимыми для горожан. Конкуренцию им составляли только иронические и сенсационные заметки о городских делах, например, «Из жизни талонов», которые готовили Николай Габалов и Веня Слепков, и мастерски сделанные эссе Дмитрия Свинцова на темы культуры.

Для Валерия и для меня летние дни 1991 года были, пожалуй, одними из самых счастливых в жизни. Мы с упоением занимались любимым делом — вынашивали, как дитя, новорожденную газету. А главной фишкой для нас , «стариков» (мы с Валерием были старшими в редакции), стала субботняя работа… грузчиками.

Газета тогда версталась и печаталась в типографии по субботам, в будние дни в типографии не хватало мощностей для новых газет. И вот где-то во второй половине дня в цокольном этаже типографии запускалась печатная машина — огромная, шумная — и с ленты транспортера начинал выходить газетный поток. Женщины-сортировщицы упаковывали газеты в большие пачки, и мы с Валерием, грузчики, несли эти пачки на плечах по длинному коридору (ныне это коридор магазина ЦСК) к главному входу типографии. Там уже нас ждали и галдели десятки мальчишек-гаврошей, которые продавали газету на улицах города. 

Счастье и удовольствие у всех — полное! Кроме типографских — из-за галдежа гаврошей. У нас с Валерой от того, что подготовили и выпустили для горожан очередной номер любимой газеты, где печатали то, что считали самым интересным, нужным и важным. А для мальчишек и их родителей заработок от продажи газет был порой существенным подспорьем для семейного бюджета. Инфляция в тот 1991-й год была сумасшедшей…

А потом были «вечерка» — газета «Весь Петрозаводск»…

…Свое главное звание — заслуженный журналист Республики Карелия — он получил в марте 1996 года по инициативе коллег-журналистов, выпускавших с ним газеты «Петрозаводск» и «Весь Петрозаводск».

Он по праву стал первым в Карелии обладателем этого звания и гордился этим.

Гордился скромно, спокойно. Цену журналистскому труду за полвека он познал в полной мере.

…Мы огорчились в тот майский день, но укрепились в другом: надо обязательно подготовить и выпустить посмертную книгу Валерия, включив в нее его лучшие и главные очерки о Петрозаводске.

Пусть эта книга будет ему своеобразным памятником, а для многих читателей щедрым краеведческим подарком — где еще встретишь столько интереснейших фактов, событий, имен, связанных с историей родного города.

Завидую тем, кто впервые будет читать эти очерки о городе — его улицах, памятниках, жителях, кто окунется в жизнь давних и близких десятилетий, кто откроет для себя  Петрозаводск Валерия Верхоглядова.

Юрий Шлейкин

Сентябрь 2019 года

Моя встреча с краеведением

…Моя первая встреча с краеведением произошла то ли во втором, то ли в третьем классе. Год не запомнился. Но точно знаю, что это была весна. На набережной Гюллинга находится школа № 25. В ней я учился.

Однажды нас, малышню начальных классов, собрали в актовом зале. Завуч строгим голосом призвала к тишине и сказала, что вместо урока будет интересный рассказ о прошлом Петрозаводска.

На сцену сбоку из-за кулисы вышел лектор. О чем он говорил вначале, в памяти не отложилось, потом — вот этот момент помню отчетливо — лектор вдруг простер руку к окну и с пафосом произнес, что река, которую мы видим каждый день, однажды чуть не смыла в озеро главный завод города.

Чуть прикрываю глаза и вижу вдохновенного популяризатора исторических знаний, стоящего на школьной сцене в позе знаменитого памятника Пушкину работы скульптора Аникушина.

Он рассказывал о Лососинке ужасные вещи.

Мы с Вовкой Щеголевым восторженно подпихивали друг друга под бока — вó врет дядя! Уж кто-кто, а мы-то точно знали, что Лососинка — речка спокойная и тихая. За день, может, за два до лекции мы весело катались по ее глади на льдине, приплывшей откуда-то сверху. Воду морщила легкая рябь, искрились солнечные зайчики, а по берегу бегала незнакомая тетка и кричала, что мы хулиганы и обязательно утонем. Когда тетка пошла звать милицию, мы причалили к песчаному пляжу, побросали весла-доски и знакомыми дворами благополучно утекли от расправы.

…Все-таки это было во втором классе, когда мама незадолго до окончания учебного года подарила мне морской кортик с алюминиевым лезвием и черную суконную куртку, расшитую красными шевронами и золотыми якорями.

Мне до сих пор помнится тот весенний день на Лососинке: льдина, как большая палуба корабля, рядом надежный друг, солнечные блики на воде манят в неведомые страны — и мы плывем. Что еще надо для счастья?

Валерий Верхоглядов, 

заслуженный журналист Республики Карелия,

член Союза писателей России