Зрелище чудесное! Пожалуй, именно таким и должен быть детский балет.
В Петрозаводске проходит Фестиваль современной хореографии Nord Dance. Наш театральный обозреватель Виктория Никитина делится впечатлениями о балете Московского детского музыкального театра им. Н.И. Сац в постановке Кирилла Симонова.
«Три поросёнка»
Идея, либретто и хореография – Кирилл Симонов
Сценография и костюмы – Екатерина Злая
Свет – Елена Перельман
В спектакле звучит музыка из балетов Франсиса Пуленка «Примерные животные» и «Лани»
В буклете фестиваля о спектакле сказано так: «Авторский балет Кирилла Симонова на музыку Франсиса Пуленка – это ироничный рассказ о трех поросятах, на которых напал Волк…. Сюжет всем известной детской сказки остается прежним, только персонажи обретают узнаваемые современные черты.
Ниф-Ниф – превратился в рок-звезду…. Нуф-Нуф целые дни наслаждается жизнью… Наф-Наф оказался героем с активной жизненной позицией…»
Любимый цвет поросят — розовый, а Волка – серый, и это сразу задает конфликт жизненных позиций. Живые милые поросята, а также их удивительные друзья радуются жизни, а строгий мрачный серый Волк осуждает и пугает их лампой в лицо.
Черно-белые Зебры – идеальный образ полицейского. Только грани Закона, только беспристрастность на защите покоя и мирного населения.
В этом балете удивительно уместными оказались реплики героев и песенки. Замес визуального и аудиального примирял детей с тем, что эмоция и сюжет выражается только движением.
Декорация очень помогала. Например, чтобы разобраться, как кого из поросят зовут, достаточно было прочитать зажигающуюся с появлением героя светодиодную надпись.
Не смогла после представления уверенно объяснить сыну, почему именно такой набор друзей поросят был представлен в балете — лангуст, кальмар, цветок, причудливый гриб, артишок (?) и ананас. Но у меня есть версия! Возможно, это просто то, что им нравилось больше всего на свете. Эту версию подтвердило и то, что между рок-поросенком Ниф-Нифом и прекрасной Анансикой явно были чувства. И я его понимаю. Ананасы мне очень нравятся в любых видах.
Впрочем, всё было так ярко и так прелестно, что размышлять над смыслом присутствия в постановке тех или иных героев не хотелось. Зрелище чудесное! Пожалуй, именно таким и должен быть детский балет. Когда понятны характеры героев, читаются события и эмоциональная реакция героев на них и при этом артисты исполняют сольные и коллективные номера с высочайшим профессионализмом.
Я чувствовала себя ребенком и снова чувствовала благодарность организаторам фестиваля за такой волшебный подбор спектаклей. Теперь мне мечтается о гастролях театра Натальи Сац в Петрозаводске.
Мне очень понравилось, как именно изменил сказку любимый карельскими зрителями Кирилл Симонов. В его балете поросячья команда не уничтожила противника, а усилием воли превозмогла свой страх. Волк же в свою очередь охотно перевоспитался.
Кроме того, что это ужасно мило, прозвучал со сцены отличный посыл детям – «ребята, давайте жить дружно!». Порой, чтобы изменить ситуацию, не нужно добра с кулаками, не нужно кровопролитной войны, изгнания и бойкота, можно простить заблуждения другого, принять его в свою компанию. Может быть, он и сам этого только и ждал?
В 1824 году в одном из писем к брату Пушкин писал: «Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».
Дорогие артисты театра Натальи Сац, Кирилл Симонов, спасибо за веселый и яркий спектакль, наполненный таким добрым смыслом!
Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н.И. Сац – первый в мире постоянный профессиональный музыкальный театр для детей и юношества. Современные композиторы создают новые детские оперы и балеты в тесном содружестве с самим театром. В его афише есть также оперная и балетная классика, спектакли рассчитанные на зрителей всех возрастов.