Афиша Петрозаводска, Дом актёра

Дневник фестиваля Nord Dance. «Другие» и «АРРРР»

«Другие». Фото Виталия Голубева
«Другие». Фото Виталия Голубева

В Петрозаводске прошел Фестиваль современной хореографии Nord Dance. Наш театральный обозреватель Виктория Никитина делится впечатлениями о завершающих спектаклях — балете «Другие» Музыкального театра Карелии и московском проекте «АРРРР».

«Другие»

Музыкальный театр Республики Карелия

МузыкаХарри Вессман
Либретто – Валерия Каспарова, Ханну Хюттинен, Харри Вессман
Хореография – Валерия Каспарова
Дирижер – Владимир Кулагин
Сценография и костюмы – Александра Демидова
Свет – Елена Перельман

Действующие лица и исполнители:
Чужак – Владимир Тапхаров
Северянка – Юка Фукуда
Охотник – Эдуард Демидов
Народ Севера – артисты балета

В буклете фестиваля балет «Другие» анонсировала автор, хореограф-постановщик Валерия Каспарова: «Через призму древнего эпоса «Калевала» мы постарались взглянуть на одну из самых актуальных проблем сегодняшнего дня: «Свой среди чужих, чужой среди своих». Что движет человеком, откуда у него потребность разделять себе подобных на правильных и неправильных, своих и других?

Чем обосновано это разделение и действительно ли оно так необходимо?

В наши времена многообразия взглядов зачастую именно из-за чьего-то субъективного разделения возникают неразрешимые конфликты между людьми. Но тогда каждый из нас является и своим и чужим одномоментно… И никогда нельзя быть уверенным – в какой момент на какой стороне ты окажешься».

Этот авторский взгляд – декларация творческой концепции, которая полностью в постановке воплотилась. Я была на премьере балета и теперь, когда пересмотрела его вновь, на фестивале Nord dance, увидела новые штрихи и оттенки сюжета. И если с самого начала меня более всего приятно поразило глубокое погружение Валерии в карельскую этнику (ведь так уместно, лаконично, бережно и точно употребить в рисунке карельские традиционные элементы может только знающий человек), то сейчас я увидела новые для меня детали, которые не заметила ранее. Например, угадала элементы украинского пляса у Чужого. И эта деталь еще более актуализировала постановку. Или сцена болезни новым Чужим вирусом, когда все племя переболело, едва не погибнув… Что еще актуальнее в пандемию?

Валерия Каспарова рассказывала, что во время работы над музыкой к балету она не раз ездила в Хельсинки, чтобы просто поговорить, чтобы добиться полного взаимопонимания с композитором Харри Вессманом. Вероятно, такое неравнодушие, единение в работе — один из главных секретов создания интересного авторского музыкального произведения. В целом эта ветвь деятельности театра, когда под труппу создается оригинальное произведение (опера «Карельский пленник», балет «Другие») вызывает отдельное восхищение. Это международный грантовый проект  и здорово, что Музыкальный театр Карелии так открыт для новых форм и для молодых творцов.

Кстати, в «Других» сцены балета напоминают символы карельской традиционной вышивки с их древним сакральным смыслом. Причудливый рисунок балета, словно узор, вьется от начала до конца, позволяя только увидеть, а не налюбоваться стоп-кадрами, живыми картинами, в которых на мгновение замирают артисты. Поняла, что мне еще и еще хочется рассматривать «Другие», так это интересно.

Все артисты удивительны, но в роли Чужака раскрылся для меня Эдуард Демидов. Прежде я его видела в острохарактерных ролях, которые ему так безусловно удавались, что, похоже, превратились в амплуа. И вдруг неожиданная драматическая роль в «Других». Пластика у Эдуарда здесь особенная – пластика лидера племени, вожака, удачливого охотника, который многое перенял от зверя. Если честно, то на премьере я Эдуарда не узнала.

Приятно, что в отличие от других фестивальных постановок «Другие» можем видеть в репертуаре Музыкального театра. Я считаю это невероятной удачей!

Валерия Каспарова – хореограф, танцовщица, педагог современного танца (изучала джаз, модерн, контемпорари, партнеринг, импровизацию и другие танцевальные техники), специалист по армянским народным танцам и песням. Проводит мастер-классы и ставит спектакли в России и за рубежом (Петрозаводск, Новгород, Калуга, Иваново, Самара, Ереван, Роттердам).

 

«АРРРР»

"АРРРР". Фото Виталия Голубева
«АРРРР». Фото Виталия Голубева
Независимый проект Павла Глухова (Москва)
Хореограф – Павел Глухов
Музыка – Василий Пешков

Исполнители – Николай Гаврилин, Игорь Прудской (артисты танцевальной труппы Воронежского Камерного театра)Вот это была постановка, которая никого не оставила равнодушным! Именно с нее ушло несколько зрителей, как ни с какой другой. Не выдержали накала на сцене. Среди тех, кто остался до конца, мнения тоже разделились: кто-то раздраженно комментировал особенно вызывающие сцены, кто-то восторгался ими же. Словом, уже по этому описанию можно судить, насколько спектакль цепляет зрителя.

Вот описание сюжета из журнала «PRO Танец»: «Под джазово-стилизованную, легкую, но не легковесную музыку на сцене появляются два персонажа – один ироничный, уверенный в себе, другой простоватый, сомневающийся, не умеющий сказать «я». Собственно этому и учит один другого: внятно произносить своё «я». В какой-то момент неприязнь перерастает в дружбу, а противоборство становится игрой. Но где та черта, за которой игра опять превратится в соперничество, а дружба обернется неприязнью? «Арррр» — так мы объясняем детям, как рычит страшный хищник. Или не страшный, а просто желающий таким казаться? Как мужчины».

Это очень брутальный, очень мужской спектакль. Здесь и про то, что «все мужчины – мальчишки», «мужчины тоже люди» и про «размерами меряются» (не в прямом — в условном смысле). Про весы качеств, которые делают мужчин успешнее, харизматичнее, привлекательнее. Тема близкая к многочисленным психологическим тренингам как в области пикапа, так и в повышении самооценки. Но вот парадокс: как и часто бывает в жизни, «плохой» парень проявляет снисхождение к тому, кто слабее, и вдруг «хороший» на этом фоне меркнет, теряет сочувствие и симпатию зрителей — из-за своего отчаянного, глупого упрямства.

Сильная работа, в некотором смысле интимная. Мне кажется, здесь хореограф-постановщик зрителю открылся до беззащитности. Услышала интересное мнение зрительницы: это спектакль не про двух антиподов, а про борьбу внутри одного человека. Что ж, вполне может быть.

Спектакль – лауреат dansePlatForma-2020, Калуга (Россия)/Монпелье (Франция)

Павел Глухов (Москва) – хореограф, педагог современного танца, танцовщик. Был артистом современной труппы театра «Балет Москва» и театра «Новый Балет», участником мастерских молодых хореографов. Хореограф телевизионного проекта «Большой Балет», участник и постановщик независимых танцевальных проектов ,лауреат международных фестивалей и конкурсов современного танца, обладатель премии «Душа танца» в номинации «Звезда современного танца» (2018). Спектакли Павла Глухова «Три сестры» (2014) и «МИФ» (2018)были включены в лонг-лист премии «Золотая маска».