Афиша Петрозаводска, Культура

Глоток свежего воздуха. О камерных концертах фестиваля «Белые ночи Карелии»

Каждый раз мы убеждаемся в том, что посланники «Музыкальной сборной России»  — лучшие из лучших.

Фестивальные концерты «Белых ночей Карелии» всегда разнообразны и разножанровы, как и сама музыка. Для создателя и художественного руководителя фестиваля Виктора Горина этот принцип безусловен, поэтому интерес к его концертам всегда оставался неизменным. Условия проведения нынешнего фестиваля оказались весьма сложными, но и при этом драматургический контраст остался в действии.

За первым масштабным симфоническим концертом последовали два камерных, в которых выступили представители Санкт-Петербургского Дома музыки. Эта по-своему уникальная музыкальная организация, во главе которой стоит известный мэтр исполнительского искусства, виолончелист, дирижер, народный артист России, профессор Сергей Ролдугин. Он и сам был  участником фестиваля в Карелии и часто присылает своих подопечных. Дом музыки неустанно работает на ниве поисков талантливой молодежи по всей стране, принимая и прослушивая всех возможных претендентов на право стать солистом этого храма музыки, добиться чего совсем не просто. Каждый раз мы убеждаемся в том, что посланники  «Музыкальной сборной России» (так она теперь именуется) — лучшие из лучших. Это доказали: флейтист Александр Петров, трубач Владимир Пинялов, саксофонист Роман Маркелов и целая когорта пианистов. Все они лауреаты международных конкурсов, один из них – Сергей Редькин — стал и лауреатом конкурса Чайковского. Их успехи говорят сами за себя. 

 

Виталий Петров (фортепиано) и Арсений Газизов (контрабас). Фото Фото Дениса Хамалайнена
Виталий Петров (фортепиано) и Арсений Газизов (контрабас). Фото Фото Дениса Хамалайнена

Первый камерный концерт, прошедший 23 октября в Большом зале Петрозаводской консерватории, познакомил нас с двумя можно сказать еще совсем юными музыкантами, поразившими присутствующих в зале слушателей своей абсолютной готовностью к концертной деятельности в плане мастерства – контрабасисту Арсению Газизову 22 года, пианисту Виталию Петрову всего 19. 

Солист-контрабасист – явление весьма редкое в музыкальном мире. Инструмент считался тяжелым, не способным демонстрировать бурно развивавшуюся в эпоху барокко виртуозность. В такое восприятие инструмента внесли свою лепту и композиторы, поручая ему лишь самые низкие басовые звуки, на фундаменте которых свободно «резвились» в основном легкие подвижные голоса высоких струнных и деревянных духовых. Но когда-то должна была произойти революция, изменившая отношение к инструменту с таким завидным по протяженности полем для звукоизвлечения. Должен был родиться музыкант, почувствовавший до поры спящие возможности инструмента. И таковые появлялись, преимущественно итальянцы. Но главной фигурой прославившейся не только среди современников на всех континентах, но и оставшийся  в истории стал Джованни Боттезини (1821 — 1889). Его виртуозность на контрабасе сравнивалась только со скрипичными возможностями, за что он получил титул «Контрабас Паганини».

Боттезини проявил себя и как плодовитый композитор, создавший множество инструментальных сочинений с участием контрабаса и – опер, нередко выступая как дирижер. Примечательно, что он дирижировал премьерой оперы Верди «Аида» в Каире в 1871 году.

Арсений Газизов с пианистом Виталием Петровым исполнил  два произведения – Концертный дивертисмент для контрабаса и фортепиано Нино Рота и Интродукцию и вариации на тему широко известной песни «Венецианский карнавал» Джованни Боттезини, продемонстрировавшие, наверное, все возможности инструмента, которые даже представить себе было трудно. Что выделывала левая рука Арсения, летая по грифу, это надо было видеть. Но главное в его исполнении – необыкновенно красивый и благородный звук,  глубокий, мягкий и беспредельно выразительный. За ним хочется последовать и наслаждаться как можно дольше.

Виталий Петров. Фото Дениса Хамалайнена
Виталий Петров. Фото Дениса Хамалайнена

Не менее сильное впечатление осталось и от сольной игры Виталия Петрова. Думается, что этот начинающий пианист обладает особым секретом выразительных возможностей  своего инструмента. Так проникать в тайны фортепианной фактуры, которые мы услышали в трактовке очень разных по стилистике сонат,   в его возрасте кажется невозможным. Даже казавшаяся более простой Соната Бетховена №13 (Ми-бемоль мажор ор. 27 №1) прозвучала по-новому. А уж сложнейшие опусы А. Скрябина (Соната №5, Фа-диез мажор ор. 53) и С. Прокофьева (Соната №5, До мажор ор. 38), где отчетливо прослушивался каждый голос,  просто потрясли даже не музыкантов.

Свои впечатления высказывали многие, попробую сформулировать высказывание Натальи Михайловны Яковлевой – верной поклонницы фестиваля, меломана в высоком понимании этого слова. Музыки она слышала много, без нее не мыслит своей жизни, но это исполнение произвело на нее впечатление «необыкновенной свежести». Она слушала ее не просто получая удовольствие, «не расслабленно, ловила за исполнителем каждую фразу и проживала ее вместе с нимРебята сотворили и подарили глоток свежего воздуха!». Такое проникновение в музыку дорогого стоит. 

Маленькое дополнение. В этом году концерты фестиваля ведет Анна Лесонен. Эта скромная роль не так проста, как нередко воспринимается: она требует и необходимых знаний, и личностной причастности ведущей, и манеры подачи текста на сцене. Всем этим ведущая обладает в полной мере, а потому и принимается с благодарностью.

Анна Лесонен. Фото Дениса Хамалайнена
Анна Лесонен. Фото Дениса Хамалайнена

 

В следующем камерном концерте фестиваля,  прошедшем в Большом зале консерватории 27 октября, нас ожидало не  меньшее потрясение, хотя каждый музыкант по-своему уникален и сравнения вряд ли уместны. При всем богатстве русского языка трудно найти адекватные слова для передачи произведенного исполнителями впечатления, да и нужны ли они, если можно ограничиться одним словом «божественно!». Никакие слова не помогут ощутить и пережить эффект живого восприятия, музыку надо слушать, а не говорить о ней.

На сцену вышли двое – скрипач Равиль Ислямов (Москва) и пианист Александр Кашпурин (Санкт-Петербург), тоже посланцы «Музыкальной сборной России». Возрастной разрыв и опыт вообще никогда не мешает одаренным исполнителям понимать друг друга и создавать безукоризненный в художественном результате ансамбль, а здесь разница всего  пять лет. В этом единении творческая солидарность демонстрировалась с первой минуты и буквально в каждом шаге. И все-таки, ничуть не умаляя достоинств игры Равиля, особо хочется отметить ансамблевую чуткость и  мудрость Александра.

Равиля мы заметили с его первых  выступлений на открытых сценах, начиная с информационных сообщений, а затем и визуального знакомства в «Синей птице». Как всякий вундеркинд, обладая особо утонченным музыкальным слухом, свойственным скрипачам, необходимым аппаратом и какой-то особой погруженностью в исполнительский процесс, он быстро стал набирать призы, участвуя в многочисленных музыкальных ристалищах. Пока ему всего 20 лет, но уже его современное исполнительское состояние и достижения дают основание надеяться на блестящее будущее. 

Он исполнил три очень разнящиеся сонаты: Бетховена (№3 для скрипки и фортепиано, хотя сам композитор ставил на первое место фортепиано), сонату-фантазию И. Фролова «Памяти Д. Ойстраха» и последнюю в творчестве Эдварда Грига Сонату №3.

Бетховенская соната относится к ранним сочинениям и выдает привязанность к предшественникам – Гайдну и Моцарту. В этом стиле ее очень бережно сыграл Равиль. Совсем иной характер он подчеркнул в замечательной сонате Грига. Она создана на излете романтизма, в ней столько лирической прелести и обаяния, но при этом подчеркнуто и ритмо-интонационное начало норвежской танцевальности, что не поддаться всей этой стихии скрипачу было невозможно. Природная музыкальность юноши почувствовала и передала все  поистине великолепно.

Особым моментом первого отделения стало исполнение Равилем Аслямовым Сонаты-фантазии «Памяти Д. Ойстраха», созданной И. Фроловым для скрипки соло.  Игорь Фролов (1937 — 2013)– народный артист России, известен как выдающийся скрипач – исполнитель и педагог, профессор Московской консерватории, закончивший главный музыкальный вуз страны, пройдя ее в студенческие и аспирантские годы в классах выдающихся скрипичных педагогов А.И. Ямпольского  и Д.Ф. Ойстраха. Затем  — конкурсы и гастроли по разным странам. 

Но он еще и достаточно плодовитый композитор, писавший музыку и для детей и для мастеров. Именно для последних создана его Соната-фантазия, дань преклонения перед великим скрипачом. Произведение рождено двадцатым веком и вобрало в свой  арсенал все образы,  проблемы и исполнительские скрипичные находки столетия. Она очень сложна, и, конечно, не случайно стала обязательным сочинением для второго тура XIII конкурса  Чайковского, ибо оно – несомненная проба на зрелость.  Ислямов с честью это продемонстрировал.

В одном из интервью Равиль Ислямов произнес фразу, которая воспринимается как его исполнительское кредо: «…донести свои мысли, свою душу до зрителей». Что ж, остается только пожелать сохранить его навсегда.

На репетиции перед концертом скрипач Равиль Ислямов и пианист Александр. Фото из группы: vk.com/festival_karelia
На репетиции перед концертом скрипач Равиль Ислямов и пианист Александр. Фото из группы: vk.com/festival_karelia

Пятилетие, разделяющее Ислямова и Кашпурина по большому счету действительно срок невеликий. Но для пианиста он оказался архиважным, о чем свидетельствуют его современные выступления. Завершив студенческий этап Санкт-Петербургской консерватории в классе профессора Т.М. Загоровской, он поступил к ней же в аспирантуру. (Кстати, в нашем городе сотрудники старшего педагогического поколения тогда еще филиала Ленинградской консерватории помнят Татьяну Михайловну как прекрасную пианистку, преподавателя кафедры специального фортепиано).

Профессиональные наработки и достижения Александра Кашпурина впечатляют: прошел через мастер-классы многих выдающихся пианистов, принял участие в конкурсах в России и за рубежом, причем везде становился победителем. Он родился в 1996 году и уже в 2011-м стал обладателем премии «Молодые дарования России». Обратившее на себя особое внимание в дуэте с Ислямовым незаурядное мастерство ансамблиста в нашем концерте, было отмечено победой еще в 2014 году на Международном конкурсе пианистов фортепианных дуэтов и камерных ансамблей имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге.

Но и достоинства Кашпурина-солиста заставляют низко поклониться молодому музыканту. Прозвучавшие в его исполнении «Этюды-картины» ор. 39 Сергея Рахманинова были наполнены такой глубиной драматизма и эмоциональной щедрости, на которые способна только незаурядная творческая личность. Недаром, как выясняется, он уже сегодня один из самых востребованных пианистов в нашей стране и за рубежом.

Нам остается только поблагодарить за неизменное сотрудничество Санкт-Пете6рбургский Дом музыки во главе с народным артистом России Сергеем Ролдугиным.

 

Посетители концертов безмерно благодарны создателю фестиваля заслуженному деятелю искусств Карелии Виктору Горину за его неустанный труд по организации столь сложного детища, как музыкальный фестиваль.