«Ах, какая выставка получилась!» — услышала я из уст одного из старейших сотрудников Музея изобразительных искусств РК, войдя в зал. Такой искренний восторг дорогого стоит, ведь музейщики люди искушенные. На вернисаже не увидела ни одного скучающего выражения лица. Выставка понравилась всем: искусствоведам, критикам, любителям изобразительного искустсва.
Дело в том, что в основной экспозиции представлены акварели из фондов музея. А в фондах хранится около 600 листов замечательных акварельных произведений. Людмила Васильевна Соловьева, искусствовед и куратор выставки первоначально отобрала 300 из них. На выставку попало только 80 листов, но каких! Среди них многие настоящие шедевры. Такие имена! Константин Маковский, Павел Кузнецов, Александр и Альберт Бенуа, Александр Лабас, Артур Фонвизин, Петр Кончаловский, Виктор Попков и другие. Одно дело, когда лежат в фондах разрозненные листы. Другое дело, когда они попадают на стены зала. Одетые в рамы, благодаря искусному экспозиционеру и искусствоведу Марии Юфа, они как алмазы заиграли всеми своими прекрасными гранями. Вот почему ахнули даже сами музейщики..
Выставка, посвященная 50-летию музея, стала настоящим событием на радость горожанам. Не помню, чтобы экспозиция вызывала у публики столько положительных эмоций. За каждой из работ история ее создания, судьба автора, а также история приобретения ее музеем.
Увидев маленький эскиз портрета Е.М. Бебутовой Павла Кузнецова, столь любимого мною художника, была заинтригована. Оказывается, этот скромный эскиз был совершенно случайно найден бывшим директором и создателем музейной коллекции Серафимой Константиновной Поляковой в букинистическом магазине Ленинграда «Старая книга» и приобретен всего за 50 рублей. Это была настоящая удача!
Людмила Соловьева рассказала на вернисаже, что только благодаря Поляковой и известному карельскому художнику Фолке Ниеминену попали в музейную коллекцию акварели братьев Траугот, к которым попасть в мастерскую было не так-то просто.
Если заказать экскурсию в выставочном зале, то можно узнать и другие истории: например, как попали в коллекцию шедевры учеников Павла Филонова — Михаила Цыбасова и Татьяны Глебовой, а также истории удивительных акварелей Артура Фонвизина и других.
Интересно, что благодаря новой экспозиции, можно проследить не только историю развития российской акварельной живописи, но и историю создания музейной коллекции, которой в этом году исполнилось полвека, как и музею. Самая старая по времени акварель относится к 1842 году – это «Девушка с бубном» Василия Штернберга. Самые новые из них, представленные на выставке, относятся к сегодняшнему дню. Этот небольшой проект выполнен двумя художницами из Лондона — Клэр О’Хейган и Дениз Уайли. Их связывают с Петрозаводском давние творческие отношения, поэтому одна рекреация зала была отдана их небольшим акварельным листам, рассказывающим об обычной жизни английской столицы. Листы под названием «Письма из Лондона», на которых изображены увлеченные скейтбордисты, эксцентричные панки на улицах города, на самом деле лишь еще раз подчеркивают особенность и непревзойденность нашей музейной коллекции.