В музее Кижи проходит персональная выставка Анатолия Мешко «Художник и миф», воспевающая дерево.
Друзья Анатолия Валентиновича, который сам принимал гостей на вернисаже, шутят, что когда едут с ним на рыбалку, вынуждены ожидать, пока он соберет все любопытные сучки и коряги.
В этой шутке правды немалая доля. Глядишь на чудных духов дерева, улитку, сову, коня и думаешь: не сам их художник придумал, просто снял лишний слой с сучков да корней.
— Порой смотришь на найденный в лесу сучок и сразу видишь, что из него получится. А перевернешь — уже видится что-то другое, — рассказывает Анатолий Мешко у витрины с деревянным «зоопарком».
Увлеченная мыслью, что художник лишь помогает лесным существам освободиться из деревянного плена, спрашиваю, глядя на миниатюрную и кривляющуюся макаку:
— А разве обезьяны водятся в наших лесах?
— И кентавры с единорогами не водятся, — с удивлением отвечает Анатолий Валентинович, — понятно же, что это отвлеченный образ.
Иду мимо витрин с уникальной, видимо, навеянной красивой стариной деревянной посудой, мимо стен с ювелирно-резными барельефами и думаю: если у дерева есть душа, то понятно, откуда у этих совы и журавля такой живой взгляд, откуда у этого ковша такая гордость в стане, а у домового знакомое лицо.
Пойду, пожалуй, к чудесным «скрипкам Страдивари» — музыкальным инструментам Мешко: уникальным кантеле и флейтам, труднопроизносимым йоухикко, веселым колотушкам и трещоткам… Чтобы подойти поближе к витрине с пятиструнным кантеле, которое охраняет хоть и нарисованный на картине, но строгий, Вяйнямейнен, пришлось подождать, пока закончится музыкальная дискуссия.
Дотронуться до экспонатов, конечно, нельзя, но можно услышать: на выставке звучат аудиозаписи, демонстрируются фильмы «Кантеле творец искусный», «Слово мастера».
Выставка будет работать до 11 декабря в выставочном зале по адресу ул. Федосовой, 19