Валентин Чекмасов. Портреты Ивана Петрова, Игоря Румянцева, Дмитрия Москина
Парируя упреки оппонентов, об этом на открытии выставки «Богема» сразу сказала ее куратор Анита Дункерс. У многих само название выставки, открывшейся вчера в Музее изобразительных искусств Карелии, вызывало вопросы. Как, мол, так, посвящать выставку людям, ведущим беспечный (мягко говоря) образ жизни? А кто-то считает себя вовсе не богемой, а рабочей лошадкой. Но небольшая доля эпатажа лишь привлекла к вернисажу повышенное внимание.
Прошел он при большом стечении зрителей, среди которых были хорошо известные нам художники, артисты, литераторы, музыканты, запечатленные в живописных, графических, скульптурных портретах и на фотографиях.
Михаил Федоров и его фотопортреты
На выставке представлена богема карельская — Александр Харитонов, Тамара Юфа, Евгений Судаков, Людмила Живых, Григорий Салтуп, Наталья Гальцина, Иван Петров, Екатерина Пехова, Фолке Ниеминен, Дмитрий Новиков, Борис Акбулатов, Олег Липовецкий… Богема отечественная и даже мировая — Галина Уланова, Майя Плисецкая, Александр Глазунов, Марк Шагал, художники на Монмартре…
Работы отобраны из собрания музея, переданы частными коллекционерами. Можно увидеть как уже хорошо известные фотопортреты Михаила Федорова и Ирины Ларионовой, так и специально выполненные Ириной для выставки портреты Сергея Терентьева, Эдуарда Патлаенко, Яны Жемойтелите.
Евгений Орлов. Суламифь (Пианистка Наталья Городнянская)
Два полотна из петербургского музея нонконформистского искусства предоставил Евгений Орлов, присутствовавший на вернисаже.
Отдельная витрина оформлена из предметов, предоставленных Натальей Гальциной: здесь ее балетная пачка, статуэтки, моделью для которых она послужила.
Еще одна витрина посвящена дружеским шаржам актера Игоря Румянцева — узнаваемы и без подписей Олег Белонучкин, Эльвира Утикеева, Михаил Бацер, Отар Джангишерашвили и другие коллеги по цеху.
Н. Никогосян. Балерина Майя Плисецкая, мрамор
Скульптуру Майи Плисецкой специально к выставке отреставрировали.
Х. Скалдина. Екатерина Пехова в мастерской
Немного в стороне находится картина Христины Скалдиной «Екатерина Пехова в мастерской». Написанная в 1989 году, она изображает известную художницу за мольбертом, в последние годы ее жизни, с неустроенным бытом, в стороне от сообщества художников.
В отличие от других вернисажей на сей раз публику заранее в залы не допускали. В одном из них был приготовлен сюрприз, без неожиданностей какая же может быть богема? В образе музыкально-художественного объекта, который Анита Дункерс попросила руками не трогать, предстала мастер импровизации Ирина Смирнова и ее электропиано. Под его звуки можно было потанцевать, выпить бокал хорошего вина, слегка пофлиртовать, что некоторые из присутствующих и сделали.
Композитор Эдуард Патлаенко у своего портрета работы Ирины Ларионовой
До 29 января у вас есть возможность побывать на выставке.
P.S. Признаться, я тоже относилась к тем, кого название «Богема» напрягало, казалось искусственным. Однако на выставке поняла, что название следует воспринимать как некую условность, зато вглядывание в лица людей, поцелованных Богом, поднимает дух (жаль, что нет возможности издать каталог выставки). Весь вечер у меня было прекрасное настроение, и даже политический фон не смог его испортить.
Фото Натальи Мешковой, Юлии Свинцовой и Виталия Тамма