Афиша Петрозаводска, Вернисаж с Ириной Ларионовой

Ода дереву

Куратор и участник выставки Виктория Зорина
Куратор и участник выставки Виктория Зорина

В Городском выставочном зале открылась выставка «Про дерево».

«Наконец-то!»- подумала я, увидев потрясающую экспозицию новой выставки, куратором которой выступила известный карельский художник Виктория Зорина. В 2010 году мне довелось увидеть масштабную выставку, посвященную дереву, в финском местечке Fiskars. Она произвела на меня неизгладимое впечатление. И мне с тех пор казалось странным, что наши художники так мало работают с деревом. И вот и у нас случилась деревянная выставка. И какая!

Начальник управления культуры администрации Петрозаводска Сергей Соловьев признался, что не ожидал получить столько эмоций от выставки
Начальник управления культуры администрации Петрозаводска Сергей Соловьев признался, что не ожидал получить столько эмоций от выставки
На вернисаже было много молодежи
На вернисаже было много молодежи

– Идея возникла сама собой,  – рассказывает куратор, участник выставки, художник Виктория Зорина.- Дело в том, что уже очень давно преданно и почти фанатично люблю сам материал – дерево, начиная с дипломной работы в Мухе, в которой впервые соединила стекло и бересту. Были у меня и деревянные игрушки, и роспись традиционная, а некоторые свои работы я создавала по технологии иконописи, работала с фактурой дерева. Все в нашей семье неравнодушны к дереву: и муж Владимир, и сын Всеволод. Мне всегда было обидно, что в краю, где дерево – наше всё, это ремесло не так уж и развито. Все, что  делается, исключительно в рамках традиции и часто не самого лучшего образца.

Владимир Зорин. Эти символические образы снопов ржи или пшеницы, которые когда-то были и у нас в Карелии, например, на полях Заонежья, ныне заброшенных. Эта инсталляция была представлена на выставке в Финляндии
Владимир Зорин. Символические образы снопов ржи или пшеницы. Когда-то они были и на полях Карелии, ныне заброшенных
У объекта Виктории Зориной
У объекта Виктории Зориной
Знаки Владимира Зорина завораживают, не правда ли?
Знаки Владимира Зорина завораживают, не правда ли?
Арт-объект Виктории Зориной "Дорога". Когда едешь в поезде, дорога за окном бывает голубая, зеленая, желтая...
Арт-объект Виктории Зориной «Дорога». Когда едешь в поезде, дорога за окном бывает голубая, зеленая, желтая…

Виктория как куратор поставила перед собой цель: создать экспозицию, которая заставила бы зрителя и самих мастеров по-новому взглянуть на этот уникальный материал, хотелось придать материалу новое звучание.  Она признается, что было довольно сложно предварительно, на этапе обдумывания, отобрать то, что могло бы составить экспозицию. Можно было использовать произведения, хранящиеся в фондах музея: прялки, народные игрушки, и только этим предметам посвятить целый зал. Но Виктория решила остановиться на работах современных авторов. Более того, некоторые из них созданы специально для этой экспозиции, как, например, огромный конь Игоря Монахова, от которого во время вернисажа не отходили не только дети, но и взрослые. Все желали взгромоздиться на спину деревянного коня, даже автор этих строк.

Все знают инсталляцию "Рогатка" Игоря Монахова на берегу Лососинки. Его деревянный конь пользуется на выставке бешеной популярностью. Помните в детстве свою деревянную  лошадку?
Все знают инсталляцию «Рогатка» Игоря Монахова на берегу Лососинки. Его деревянный конь пользуется на выставке бешеной популярностью. Помните в детстве свою деревянную
лошадку?
У работы Игоря Монахова "Фактура"
У работы Игоря Монахова «Фактура»

Надо сказать, художники и мастера откликнулись с большой готовностью. Участниками этого выставочного проекта стали художники, дизайнеры, фотографы: Владимир и Всеволод Зорины, Игорь Монахов, Евгения Терентьева, Владислав Булганин, Юлия Коросова (Великий Новгород ), Людвиг Давидян, Артем Стародубцев, Георгий Беридзе. Анатолий Мешко, Игорь Гашков, Дмитрий Москин, Александр Крылов, Елена Логинова (Череповец), Юлия Утышева, Виталий Голубев.

Артем Стародубцев. Кириллица
Артем Стародубцев. Кириллица
Игорь Монахов. Окна
Игорь Монахов. Окна

Радует, что в экспозицию вошли и деревянные игрушки недавно ушедшего из жизни Анатолия Титова и созданные руками гениального графика Олега Юнтунена декоративные и функциональные предметы.

Образы, созданные дизайнером Анатолием Титовым (1958 - 2018). Кроме деревянной девушки
Образы, созданные дизайнером Анатолием Титовым (1958 — 2018) (Кроме деревянной девушки)
Олег Юнтунен. Улитка, Рыба. Туески
Олег Юнтунен. Улитка, Рыба. Туески

Украсили выставку своими оригинальными произведениями финские гости – Кари Сёдё, Анна Пехконен и Вейко Бьёрк, которые уже не однажды показывали свое искусство в Петрозаводске.

Кари Сёдё. Расцвеченная реальность
Кари Сёдё. Расцвеченная реальность
Скворечники бывают разные. Вот такой стоит во дворе дома  Вейко Бъёрка
Скворечники бывают разные. Вот такой стоит во дворе дома Вейко Бъёрка

На выставке представлены и скульптура, и дизайн, и объекты, и видео, и фотография. Стоит сказать отдельное слово об экспозиции. Она получилась стильной и легкой, несмотря на то что включает много работ, причем они отчасти объемные.

Удивительно сочетаются в одной экспозиции причудливые разделочные доски Всеволода Зорина и Георгия Беридзе и музыкальные инструменты, созданные  Анатолием Мешко, Александром Леоновым, Александром Петкуном и Верталем Колёсиковым. Они замечательно смотрятся в нишах зала.

Всеволод И Виктория Зорины, Георгий Беридзе. Разделочные доски
Всеволод И Виктория Зорины, Георгий Беридзе. Разделочные доски
Музыкальные инструменты: жалейки, кантеле, гусли, гудки, колотушки, калимбы
Музыкальные инструменты: жалейки, кантеле, гусли, гудки, колотушки, калимбы

Понравилось, как поданы народные куклы Дмитрия Москина.

Дмитрий Москин. Куклы-панки. Копии игрушек-оберегов XIX - XX вв, хранящиеся в разных музеях России
Дмитрий Москин. Куклы-панки. Копии игрушек-оберегов XIX — XX вв, хранящиеся в разных музеях России

Атмосферу в зале создает необычное видео Вейко Бъёрка. Он создал необычный образ деревянного истукана, у которого в области сердца дырочка, но непростая. Истукан — это своего рода скворечник, а дырочка — это вход в дом для птиц.  Вейко создал для выставки видео своей инсталляции, и на экране мы видим, как птицы снуют туда-сюда. При этом звучит пение птиц, и даже слышится звон колоколов, что сразу напоминает о надвигающейся Пасхе и весне.

Фрагмент доски Виктории Зориной "Птицы. Весна"
Фрагмент доски Виктории Зориной «Птицы. Весна»

Есть ощущение, что и сама выставка как ода удивительному материалу с особенной энергетикой – дереву. И мастерам, которые чувствуют его тепло.

Фото Ирины Ларионовой

 

  • Андрей Тюков

    Вика Зорина, кроме того, что это интереснейший художник-актёр, ещё и голова на зависть многим. То есть всё, что потом делают её руки, это всё проходит не один раз через голову, и я иногда теряюсь в догадках: где тут голова, а где руки? При том, что эстетически это совершеннейший пир духа, для меня во всяком случае.
    Достойно сожаления, что, скрупулёзно отобразив «руки», автор текста не заметила «головы». Там есть свои вертикали и горизонтали, уровни смысла, которые выгодным образом отличают «деревянные» объекты от «инсталляций» в виде поленниц во дворе сельской хижины. По счастью, ещё до вернисажа я получил профессиональный пресс-релиз, некоторым образом предваривший моё понимание Зориной и Ко, этой мега-идеограммы, составляющие которой включают в себя также и зрителя как смыслопорождающую частицу. Собственно, если вспомнить и передрать на свой лад Годье-Бржешка, то можно сказать, что это и есть единственная значимая часть («главный экспонат») на выставке, поскольку арт-объект ни о чём сам сказать не может, ничего конкретного во всяком случае, а может – и вообще ничего.
    Если вернуться к тексту, то позволю предположить, что характер трактуемого материала сообщил и ему некую милую деревянность. «…необычное видео Вейко Бъёрка. Он создал необычный образ…»: «необычное» два раза в соседних предложениях ещё можно списать на спешку и небрежность. Но вот фраза «Есть ощущение, что и сама выставка как ода…» прямо-таки вопиет к редактору, и не находит такового в этом поистине лучшем из деревянных миров.