Некогда популярный атрибут женского костюма сегодня, кажется, вновь набирает популярность. Об этом напомнила выставка в Музее изобразительных искусств Карелии «Аксессуары с характером».
В экспозицию включены живописные и графические женские портреты из музейного собрания и… аксессуары из частной коллекции петербургского модельера головных уборов, члена Союза дизайнеров России Марины Седовой. Кстати, она приехала на вернисаж и пришла в музей в очаровательно простой и элегантной белой шляпке, на которую обратили внимание все.

Устроители выставки предложили зрителям как уже известные работы русских и карельских мастеров из фондов музея Гавриила Яковлева, Вениамина Попова, Александра Герасимова, Юрия Черных, Валентина Чекмасова, Екатерины Пеховой, так и современных карельских художников Жанны Свиридниковой и Павла Полякова.


Словари толкуют: «Аксессуары в изобразительном искусстве — это предметы второстепенного значения, обычно дополняющие характеристику центрального образа и небезразличные для замысла в целом…». Аксессуарами выставки можно назвать выставленные в витринах шляпки, сумочки, перчатки, веера – все они, а это около 100 предметов, приехали в Петрозаводск из музея старинных аксессуаров Марины Седовой, расположенного в ее авторском шляпном салоне в Санкт-Петербурге.
Экспозиция представляет мир женщин конца XVIII – XX веков. Как это ни звучит странно, но и в те времена существовало понятие, которое сегодня называют «дресс-код». Никогда купчиха не могла надеть, а художник не позволил бы себе изобразить ее в изящной шляпке или элегантно накинуть на плечи боа. Или, наоборот, дворянку, а тем более светскую даму, невозможно представить в ковровой шали и в головной повязке. А курсисток из интеллигентных или дворянских семей среднего достатка, посещающих лекции в университете, — в платье с глубоким декольте. Как и, согласитесь, трудно представить себе юную Наташу Ростову, которая, собираясь на свой первый бал, опустошила бы мамину шкатулку с драгоценностями. Впрочем, так было и в начале ХХ века, о чем пишет в своих воспоминаниях великая княгиня Мария Павловна младшая о своем первом выходе в свет: цветы, живые или искусственные, небольшая ниточка скромного жемчуга – вот и всё.

Со временем аксессуары менялись, становились более демократичными, активными. Настоящая революцию пришла на переломе XIX и ХХ веков. Одной из самых элегантных женщин Москвы считалась в то время купеческая жена Маргарита Кирилловна Морозова, родом из столь же почтенной семьи Мамонтовых. Образованная — увлекалась философией и музыкой, обладавшая художественным вкусом, она вызывала всеобщее восхищение, независимо от сословия, не только красотой, но и своими туалетами. А петербургские светские дамы, отправляясь на премьеру в Александринский театр или на бенефис его звезды Марии Савиной, с нетерпением ожидали, каким же нарядом она их удивит. Актрисы создавали туалеты для спектаклей, как правило, сами, художники по костюмам появились позже. Изящные и элегантные туалеты Марии Гавриловны, а она к тому же обладала великолепной фигурой, становились гвоздем модного светского сезона.


Шли века, менялась мода, костюмы. Но и в ХХ веке, времени массового пошива одежды, когда чуть ли не половина жительниц небольшого города щеголяла в одинаковых платьях, именно аксессуары позволяли женщинам подчеркнуть свою индивидуальность, красоту, обратить на себя внимание.
На вернисаже в музее можно было сделать селфи: примерить шляпки, которые носили красавицы в прошлые века, поучиться языку веера, а это целое искусство. Пока одни дамы делали селфи в шляпках, другие изучали язык веера, который сегодня для нас не менее сложный чем китайский.
Коко Шанель сказала, что женщина может создать из ничего три вещи: салат, скандал и шляпку. Салат только по своему рецепту, скандал так, как умеет именно она, а шляпку такую, которая сделает ее неотразимой. Выставка в музее с таким необычным названием «Аксессуары с характером» имеет легкий женский подтекст: хотите быть неотразимой — сохраните свою индивидуальность, в том числе и в одежде, и, конечно же, в аксессуарах. Пример женщин, глядящих на нас с безмолвных портретов прошлых веков красноречиво убеждают в этом еще раз.

В рамках выставки прошли уже и еще будут интересные программы. В апреле пройдут авторские экскурсии куратора выставки Людмилы Никифоровой и цикл занятий по акварельной иллюстрации Fashion sketching с Екатериной Юрко и другие не менее интересные встречи. Подробности на сайте музея.
Фото Музея изобразительных искусств РК и Валентины Чаженгиной