Афиша Петрозаводска, Культура, Новости

«Ремесленное нашествие» в Петрозаводске

В Ремесленном квартале открылась студенческая выставка «Сделано руками». Экспонируются работы выпускников кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна ПетрГУ.

Маститый художник Бадри Топурия знакомится с работами студентов. Фото: petrsu.ru
Маститый художник Бадри Топурия знакомится с работами студентов. Фото: petrsu.ru

Все активнее стали включаться в художественную жизнь Петрозаводска выставочные площади в Историческом, или Ремесленном, квартале города. Напомню: когда столица Карелии участвовала в международном проекте «Города у воды», в рамках которого была разработана концепция развития Исторического квартала, ученые Карельского научного центра провели опрос горожан, и большинство высказалось за то, что этот  уголок города, отдающий еще ароматом старины, был не просто сохранен, но и стал центром культурной и творческой жизни Петрозаводска. И первое спасибо музею-заповеднику «Кижи», благодаря присутствию которого здесь еще что-то сохранилось. В последние годы активно входит в квартал и Центр национальных культур и народного творчества, открывая ремесленные мастерские и выставочные залы.

Очередной вернисаж и прошел в Ремесленном квартале на Малой Слободской: в конце минувшей недели открылся цикл выставок «Ремесленное нашествие» сезона 2018/19. Первая выставка цикла необычна, несмотря на несколько прозаическое название «Сделано руками»: в экспозиции представлены студенческие работы кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна ПетрГУ.

Как сказала на вернисаже один из кураторов выставки, доцент кафедры Ирина Власова, выставка преследует цель дать студентам возможность выйти за рамки учебных аудиторий, получить оценку своих работ не от преподавателей, а от зрителей и, возможно, будущих почитателей их творчества.

Неслучайно Ирина Анатольевна обратилась с настоятельной просьбой к посетителям вернисажа и гостям выставки оставить свои отзывы в специальном выставочном журнале. Они нужны не для оценки в студенческой зачетке, но для  определения своего пути будущим мастерам или, как сейчас чаще говорят, ремесленников.

Хотя на выставке, а она, к сожалению, очень камерная, представлены традиционные виды ремесла: ткачество, керамика, кукла, работы с деревом и т.д.,  у нее свое лицо — ни на минуту не забываешь, что это работы молодых. То ли своей дерзостью, иным, современным взглядом на уже традиционные вещи, стремлением пойти своей дорогой.

Интересно было сравнивать. Сейчас в Доме ремесел Центра национальных культур и народного творчества, что на улице Кирова, работает выставка замечательного и самого известного в Карелии художника-дизайнера Ирины Порошиной. В представлении ни она, ни ее работы не нуждаются, они известны, популярны, признаны. Но вот на студенческой выставке представлена коллекция костюмов Екатерины Осиповой. Это тоже этнокостюм, но в нем современная девчонка будет выглядеть вполне уместно не только на сцене или на подиуме, но и на улице. Костюмы изящны, традиционны, красивы, но до последней нитки современны. Кстати, коллекция Кати Осиповой заняла второе место в номинации «ОбразЭтно» на конкурсе молодых дизайнеров одежды и аксессуаров  Международного этнофестиваля «Земля Калевалы -2018» в Петербурге.

Такое сочетание этностиля и современности понравится женщинам любого возраста
Такое сочетание этностиля и современности понравится женщинам любого возраста
Работа молодых и для молодых
Работа молодых и для молодых

Или еще. К сумкам из текстиля мы уже привыкли, они популярны и востребованы. А вот Инна Стяжкина пошла дальше и предлагает сумки из текстиля, бумаги и… дерева, а также металла. Необычно? Еще как! Красиво? Уверена, что многим, как и автору этих строк, понравится. Ну а ровесницы Инны будут в восторге, не сомневаюсь.

Первым экспонатом выставки, на который я обратила внимание, войдя в зал, было панно, выполненное из дерева и керамики. Оказалось, это дипломная работа Марии Пегановой «Большой морской риф». В ней чувствуется и талант, и свобода, с которой автор работала с материалами.

Дипломная работа Марии Пегановой панно «Большой морской риф» (терракота, глазурь). Автор представила на выставке и две керамические вазы, выполненные в той же технике
Дипломная работа Марии Пегановой панно «Большой морской риф» (терракота, глазурь). Автор представила на выставке и две керамические вазы, выполненные в той же технике

Таких открытий на очень маленькой по размерам экспозиции  немало. Выставка – первый опыт и для университетской кафедры и для Центра национальных культур.

Дипломная работа Е. Няттиевой «Иллюстрации к «Калевале». Куллерво». Компьютерная графика
Дипломная работа Е. Няттиевой «Иллюстрации к «Калевале». Куллерво». Компьютерная графика

Я поинтересовалась у Ирины Власовой: найдут ли себя студенты в самостоятельной жизни и где? Ирина Анатольевна с некоторой гордостью рассказала, что проблем нет. Часть выпускников идет работать в школы республики, дизайнеры востребованы в издательском деле, а кто-то открывает собственное дело, становясь настоящим ремесленником – студентам преподают основы ведения  бизнеса.

Гостей вернисажа, а это были в основном студенты ПетрГУ, приветствуют Ирина Власова (слева) и Наталья Игракова
Гостей вернисажа, а это были в основном студенты ПетрГУ, приветствуют Ирина Власова (слева) и Наталья Игракова

Наталья Игракова, главный специалист отдела развития народных ремесел Центра национальных культур и народного творчества, второй куратор выставки, надеется, что сотрудничество с будущими мастерами станет постоянным. Здесь же, на Малой Слободской, открыты мастерские, в которых каждый желающий за определенную плату под руководством опытных наставников сможет сам творить.

Несколько слов о только что открывшемся сезоне. У центра большие планы, среди них знакомство петрозаводчан с творчеством не только молодых, но и ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства Карелии через персональные выставки.

Кстати, народные мастера не первый год поднимают вопрос об открытии в Петрозаводске музея  современных работ. В Музее изобразительных искусств есть раздел народного творчества, но он имеет больше исторический аспект, а Карелия последние годы переживает всплеск интереса к народным национальным ремеслам. Они, естественно, продолжают традиции, но имеют и свои особенности, накладываемые временем. В Ремесленном квартале такой музей был бы на своем месте.

Фото Центра национальных культур и народного творчества и автора