В Национальном музее Карелии открылась выставка «Калевала»: Осмо Бородкин, Мюд Мечев, Георгий Стронк» к 170-летию полного издания»
В 2019 году исполняется 170 лет со дня выхода в свет второго дополненного издания эпоса «Калевала». В честь этого события 2019-й объявлен годом «Калевалы».
В Финляндии в 1835 году вышло первое издание «Калевалы», в 1849 году — второе. Полный перевод поэмы на русский язык был выполнен Л.П. Бельским и опубликован в журнале «Пантеон литературы» в 1888 году, отдельным изданием вышел в 1889-м.
За прошедшие века интерес к «Калевале» не спадает. Причем, не только читателей, но и художников. Первым талантливейшим иллюстратором эпоса в Финляндии стал знаменитый художник Алекси Галлен-Каллела. В Карелии к темам эпоса обращались и продолжают обращаться десятки художников. И каких! Достаточно назвать М. Мечева (иллюстрировал дважды), Г. Стронка, Т. Юфа, В. Курдова, Н. Кочергина, Б. Акбулатова, Ю. Люкшина, В. Фомина. С их иллюстрациями выходили в свет как «взрослые» издания, так и «Калевала» для детей.
В 1979 году издательство «Карелия» выпустило книгу, ставшую сегодня уникальной, — «Дети рисуют «Калевалу». Предваряет ее напутственное слово Мюда Мариевича Мечева. Конечно же, юных художников привлекали прежде всего сказочные элементы эпоса, красочные описания природы, философские темы эпоса 12-15-летним авторам были еще недоступны. И все же…«Какими видели Калевалу сами рунопевцы?» – задает вопрос М. Мечев. И сам же отвечает: «Может быть, именно такой, как ее изобразили юные художники, еще не связанные точным знанием истории и культуры прошлого?».
На каждой из республиканских детских художественных выставок, которые проходят в Центре национальных культур и народного творчества, есть работы, посвященные «Калевале». Причем, иногда не к самому эпосу, а к творчеству художников, иллюстрировавших его, и прежде все Тамары Юфа. Ребята не делают копии ее работ, они не подражают этой удивительной художнице, они пытаются осмыслить создаваемые ею образы. На одной из выставок довелось увидеть даже макет… мельницы Сампо. Детская фантазия не знает границ.
Выставка, которая открылась на минувшей неделе в Национальном музее Карелии, представляет творчество трех художников, с которых, по сути, и началась художественная история «Калевалы» в Карелии. Все работы из фондов Национального музея. Объединяет их и то, что все три автора были участниками первого Всесоюзного конкурса на создание иллюстраций к «Калевале» — Осмо Бородкин, Георгий Стронк и Мюд Мечев.
Причем, работы всех трех были в числе лучших. Вторая премия была присуждена Георгию Стронку (первая не присуждалась), а третью разделили Мюд Мечев и Осмо Бородкин. У каждого за плечами был свой жизненный и творческий опыт, и у каждого своя «Калевала».
Осмо Бородкин родился в старинной карельской деревне, где в детстве слышал руны в исполнении народных сказителей. К иллюстрированию «Калевалы» он приступил, пройдя Великую Отечественную войну.
Георгий Стронк приехал в Карелию в 1939 году после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, но уже в годы учебы он бывал в экспедициях по Карелии. Его обращение к «Калевале», как и О.Бородкина, можно сказать, было естественным.
А вот третий автор работ, представленных на выставке, называл свое участие во Всесоюзном конкурсе, хулиганством. 19-летний студент Строгановского училища, прочитав в «Литературной газете» о конкурсе, за 3-4 месяца самостоятельно изучил эпос, литературу по культуре и искусству Финляндии и, создав 10 иллюстраций к «Калевале», отправил их на конкурс. В итоге третье место. Успех дал ему право на создание иллюстрации к изданию эпоса, которое вышло в Карелии в 1956 году. Готовясь к этой работе, Мюд Мечев приезжает в Карелию, где собирает этнографический материал, путешествует по республике, ищет типажи героев эпоса в современных ему людях.
Прообразом Вяйнемейнена, любимого героя М. Мечева, стал настоятель церкви Петра и Павла в Соломенном А.С. Ермолаев. Вот что писал об этом художник: «Однажды… мне встретился человек, при виде которого сердце мое заколотилось. Он был высокого роста, в длинной одежде. Большая голова с крупными чертами лица, ярко-голубые веселые глаза с выражением снисходительной насмешливости и мудрости, длинные седые волосы и борода, в крепких больших руках — посох и корзина. Эта встреча была одним из тех подарков судьбы, которые бывают наградой в поисках художника».
Не случайно работа над изданием «Калевалы» в 1956 году принесла большой успех Мечеву и всесоюзную известность. На выставке в музее представлена также серия графических работ Мюда Мариевича к юбилейному изданию «Калевалы», вышедшему уже в 1975 году.
Есть еще одна особенность, сближающая таких разных художников. Хотя речь прежде всего идет о Мечеве и Стронке, потому что Бородкин умер молодым, на 36-м году жизни, и можно только представлять как бы развивалось его творчество. Мне довелось брать интервью у Георгия Адамовича Стронка незадолго до его смерти, и он рассказывал, что «Калевала», к которой он обратился впервые в молодые годы, прошла с ним всю его долгую жизнь.
Михаил Степанов исполняет карельскую руну. Видео Леонида Николаева
Национальный музей планирует вокруг выставки целый ряд мероприятий: авторские экскурсии, круглые столы. Может быть, зайдет речь о создании в Карелии музея «Калевалы», хотя бы к 200-летию эпоса? Где будут представлены издания «Калевалы» разных лет, творчество художников – а у каждого из них, повторю, своя «Калевала», в том числе и совсем юных авторов, будут представлены исполнители рун, древние музыкальные инструменты, наконец, тот мир, в котором жили герои «Калевалы».
Весь февраль по понедельникам в группе Национального музея Карелии публикуются заметки об иллюстраторах «Калевалы».
Выставка открыта по 17 марта.
Фото Леонида Николаева