Сейчас ищут туристический бренд Карелии, предложений много. А почему бы не Северная Флоренция? Не наши уникальные памятники деревянного зодчества?
Когда в выставочном зале музея «Кижи» открывалась новая выставка «Секреты старых плотников», первое, что встречало посетителей вернисажа, — запах живого дерева. И сразу возникало ощущение, что ты пришел в мастерскую плотника.
И секреты непростые, и плотники известные: те, кто в старину возвел на острове чудо-храмы, и заонежские мастера, возродившие их к жизни — в середине сентября на острове Кижи начнется установка иконостаса Преображенской церкви. И уже совсем скоро одно из кижских чудес обретет полностью свой первоначальный вид и предстанет таким, каким и возвели его 300 лет назад. Так что выставка открылась как раз своевременно. Удивительно ли, что выступление на открытии выставки директора музея-заповедника «Кижи» Елены Богдановой прозвучало как дифирамб мастерам. Впрочем, заслуженный ими.
Каждый крестьянин в селах и деревнях Русского Севера владел топором, выполняя всю плотницкую работу по хозяйству. Естественно, кто-то славился мастерством, кто-то был обычным ремесленником. И вот лучшим крестьянский мир — а деревенские церкви, часовни были, как правило, приходские — поручал возвести свой главный храм. Знаменитая Преображенская церковь, что в Кижах, тоже приходская церковь.
Несколько лет назад научные сотрудники музея Борис и Виола Гущины, изучив архивы, сделали замечательную книгу («Лицей» рассказывал о ней) о строительстве Преображенской церкви. Местные крестьяне жертвовали на строительство кто сколько мог: кто несколько десятков рублей, а кто и тысяч, но большинство – десяток куриных яиц или два-три метра сотканного на своем домашнем станке полотна. Любой дар принимался с благодарностью, а при строительстве учитывалась каждая истраченная копейка, сохранились даже своеобразные отчеты мастеров – сколько и на что потратили.
На Русском Севере основным строительным материалом была сосна — дерево стройное, гладкое, с малым количеством сучьев. Смола, которой так богата ее древесина, надолго защищала постройки от разрушения. Ель использовалась меньше, чаще для кровельных элементов. Для покрытия главок церквей — деревянного лемеха — брали осину. Для гидроизоляции на крышах между слоями теса укладывали «скалу» — широкие полотнища бересты, сшитые между собой березовым лыком в своеобразные маты. Интересно, что через несколько лет эксплуатации осина на крышах приобретала красивый серебристо-серый цвет, и приезжавшие на Русь иностранцы, вернувшись домой, с завистью рассказывали, как богато живут на Руси — храмы свои кроют чистым серебром.
Руководствовались плотники в своей работе тремя принципами — «Польза, прочность, красота» . Как однажды солидно заметил в ответ на восторги туристов старожил одной из деревень, которого поставили охранять церквушку: «Таланты плотники были или нет, но в полную силу своего умения работали. Репутацию свою берегли». А что, может быть, именно поэтому возводимые деревенскими мастерами-плотниками храмы и часовни и стали памятниками русской архитектуры? А Преображенский храм в Кижах даже объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Создавая выставку «Секреты старых плотников» — так и хочется назвать ее «Секреты старых мастеров», — сотрудники музея попыталась познакомить посетителей с приемами древнего ремесла и тайнами старых умельцев. Задача очень сложная.
Выставка не просто оригинально и привлекательно оформлена, она по-деловому информативна: здесь можно увидеть набор плотницких инструментов, который не менялся на протяжении столетий, вплоть до ХХ века. И хотя сегодня появились элементы механизации работ, основа сохранилась в неприкосновенности.
Кто-то сможет совершить свое открытие и узнать тайну: почему за прошедшие столетия погибло бесчисленное число памятников архитектуры, выполненных в камне, а вот деревянные постройки стоят! И будут жить еще века, если их не погубят неразумные люди. Известный в Карелии архитектор, реставратор Вячеслав Петрович Орфинский в своей книге «Путь длиною в шесть столетий» признается, что испытывал не раз странное чувство, что «срубленные деревья не умирают, а продолжают жить своей особой жизнью в срубах деревянных зданий». Годы лишь приглушают их краски.
Второй зал выставки, представляющий стилизованную столярную мастерскую, как мне сказали, рассчитан прежде всего на подростков, школьников, студентов, там будут проводиться интерактивные программы, уже установлены контакты с учебными заведениями. Мне кажется, зал будет интересен и взрослым, прежде всего мужчинам. Очень многие сегодня вряд ли хоть раз в жизни брали в руки плотницкие топоры, особенно в городах. А ведь топоры эти для мужских рук предназначены.
В день открытия выставки в Петрозаводске открылся второй курс ICCROM (Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей — англ. International Centre for the Study of the Preservation and Restoration of Cultural Property). Первый курс состоялся в 2017 году и был доверен музею-заповеднику «Кижи». В Петрозаводск на этот раз приехали 15 специалистов-реставраторов из 14 стран мира. Входит в программу их обучения и посещение острова Кижи, знакомство с реставрационными центром музея, что находится там. Комплекс, созданный много лет назад уникальный, и мастера здесь работают соответствующего уровня.
Много лет назад в Карелии побывал замечательный писатель Константин Паустовский. Вот отрывок из его «Книги скитаний»: «Я видел много озер с водой цвета олова, дышал запахом корья, пропитавшим всю Карелию… видел нашу деревянную Флоренцию — церкви и монастыри, плавал по Онежскому озеру и до сих пор не могу избавиться от впечатления, что оно заколдовано… Я ни на минуту не терял ощущение этой страны, погруженной в рассеянный северный свет…».
Деревянной Флоренцией назвал Паустовский Заонежье, да и всю Карелию. Сейчас ищут туристический бренд Карелии, предложений много, например, деревенская калитка. А почему бы не Северная Флоренция? Не наши уникальные памятники деревянного зодчества? Сгоревшую, увы, Успенскую церковь в Кондопоге многие искусствоведы сравнивают со знаменитым белокаменным храмом Покрова на Нерли и утверждают, что ни по мастерству строителей, ни по уникальности замысла, а тем более по красоте наша «Успенка» не уступает.
Выставка в музее «Кижи» напоминает: у нас не пропало мастерство и умение знаменитых кижских плотников, его даже возрождать не надо, свидетельство тому тот факт, что к нам сегодня едут за опытом реставраторы со всего мира. Надо просто поддержать наших реставраторов. А у нас памятник архитектуры федерального значения Варваринская церковь до сих пор лежит разобранная на бревнышки пришлыми умельцами…
Фото пресс-службы музея-заповедника «Кижи»