Нетрадиционный взгляд на художественную выставку
«Русский Север. Выставка шедевров» в Музее изобразительных искусств Карелии имеет еще и познавательную ценность, показывая, какое богатство мы получили, а главное — побуждая задуматься: что же останется после нас?
Выставка, которая открылась в юбилейные для Музея изобразительных искусств Карелии дни, будет работать практически до конца года. И это заслуженно. В экспозиции представлены работы более чем известных русских художников Шишкина, Левитана, Репина, Маковского, Рериха и других русских классиков из фондов Русского музея и Третьяковской галереи, музея в Петергофе, талантливых советских живописцев первой половины ХХ, которые вместе смотрятся органично. Но примечательна выставка и тем, что имеет и уникальную направленность – она не просто знакомит с талантливейшими русскими мастерами живописи.
Выставка посвящена Русскому Северу и рассказывает о Русском Севере, показывая его нам через восприятие художников. Как сказала на ее открытии в Петрозаводске директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, тема Русского Севера напрашивалась у музейщиков уже давно. И вот три ведущих музея России, объединив усилия, воплотили этот проект в Карелии. Повезло нам, подарок дорогой. Тут помог, вероятно, и юбилей республики, да и то, что Карелия – жемчужина Русского Севера.
Русский Север — не географическое понятие, это особая историко-культурная и этнографическая область России. С ее памятниками культуры – деревянного зодчества, устным народным творчеством, языками и говорами, народными традициями и музыкой, наконец, историей. Между регионами Северо-Запада не утихает спор, кто относится к Русскому Северу, а кто просто северная территория Российской Федерации.
Правда, сегодня Русский Север уже далеко не тот, как в те времена, когда сюда приезжали великие русские художники. Тем не менее интерес к нему в последние годы растет. Судя по публикациям в СМИ, туристы приезжают к нам и по путевкам — появились даже новые маршруты на Север, и самостоятельно. Высказывают они потом свои впечатления специфическим русским языком, впечатления от убитых дорог, умирающих или уже умерших деревень, погибающих чистых озер, варварского истребления лесов, тысяч гектаров запущенных пахотных земель и лугов. Наши гости не скрывают и своего восхищения тем, что еще живо.
В одной из публикаций я нашла такое выражение: «Русский Север — живая память России». И она хранится здесь даже на генетическом уровне.
Я не искусствовед и не собираюсь описывать экспозицию и работы, включенные в нее. Здесь представлены все жанры: пейзажи, портреты, жанровая живопись. Скажу лишь, что, на мой взгляд, выставка имеет еще и познавательную ценность, рассказывая, что же такое Русский Север, какое богатство мы получили, побуждая оценить его, понять, в каком краю живем, а главное задуматься: что же останется после нас? Я, например, не представляю.
Мне довелось учиться в Петрозаводском университете, когда там преподавал профессор Леонид Резников. Он говорил нам, что мы часто и много начинаем говорить и писать о чем-то, когда это что-то теряем.