Афиша Петрозаводска, Культура

Бетховен наш!

Кирилл Булкагов
Кирилл Булкагов

О концертах фестиваля «Музыкальное обозрение-31» в Петрозаводске

В Большом зале Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова прошёл ставший уже традиционным концерт в рамках фестиваля «Музыкальное обозрение – Опус 31». Имя фестиваля совпадает с названием одного из самых известных музыкальных изданий России.

Фестиваль берёт начало в 2004 году, его главной особенностью является специфическая магия чисел. Дело в том, что номер опуса каждый раз совпадает с количеством лет газеты.

Каждый год от даты к дате числа выстраиваются в ряд и знаменуют собой юбилеи издания, годы-посвящения великим композиторам, а также дают исполнителям возможность выстроить уникальную концертную программу, как, например, 25 прелюдий Шопена, совпавшие с 25-летием издания. На примере того, уже прошедшего, юбилея легко понять основную идею фестиваля: представить публике произведения, которые либо были написаны в 25 лет, либо содержат в названии число 25, либо отмечены опусом 25. Но этим не ограничиваются рамки фестиваля. Специально для него сочиняются  произведения, как, например, произведение саратовского композитора Алексея Павлючука «Двадцать пять комплиментов любимой газете» для фортепиано, флейты и альта.

Петрозаводская консерватория принимает участие в фестивале с 2006 года, когда число 17 было номером опуса фестиваля. В рамках фестиваля проходят концерты фортепианной, симфонической и камерной музыки. В 2018 году прошёл Всероссийский научно-практический информационный форум «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века», нашу консерваторию тогда посетил главный редактор газеты Андрей Устинов, порадовав студентов интересными лекциями и мастер-классами. 

В 2020 году концерт совпал с юбилеями множества композиторов, среди которых Фридерик Шопен (210 лет), Роберт Шуман (210 лет), Пётр Чайковский (180 лет).

Но самая яркая дата совпала с именем одного из эпохальных композиторов-революционеров — Людвига ван Бетховена. Ему исполняется 250 лет, и таким образом Петрозаводская консерватория отдала предпочтение музыке немецкого классика.

В концерте прозвучали пять сонат Бетховена, написанных в 31 год и отмеченных опусом 31. Исполнителями стали студенты и выпускники класса заведующего кафедрой специального фортепиано консерватории Виктора Портного, который выступил со вступительным словом к концерту. 

Так вышло, что опус 31 был написан Бетховеном чуть позже своего 31-летия, и перед нами выстроился стройный цикл сонат, написанных практически подряд.

Вначале в исполнении студентки IV курса консерватории Марии Ерёменко прозвучала соната опус 27 номер 1, написанная в 31 год и больше известная под номером 13.

Затем студентом I курса колледжа при консерватории Семёном Прядихиным была исполнена «Лунная» соната, которая не нуждается в особом представлении. Молодой пианист продемонстрировал сдержанный, благородно-скорбный колорит в первой части сонаты, а вот в финале в силу возраста исполнителю не хватило демонической энергетики и технической выделки сонаты.

Закончила первое отделение концерта студентка III курса консерватории Марта Широкова, исполнившая сонату опус 28, известную под номером 15.

В целом первое отделение оставило удовлетворительное впечатление, порадовав прежде всего стройностью цикла сонат, которые шли подряд.

Второе отделение разительно отличалось по масштабу исполнителей от первого: несмотря на то что их было всего двое, разница чувствовалась принципиально.

Открыл отделение выпускник ассистентуры-стажировки Кирилл Булгаков, исполнивший сонату опус 31 номер 1 (номер 16), продолжив исполнение сонат подряд. Музыкант продемонстрировал творческую зрелость и уверенное владение фортепианным звуком и тембрами.

Оканчивала концерт студентка III курса консерватории Арина Куликова, исполнившая сонату опус 31 номер 3 (номер 18), перепрыгнув через одну сонату, идущую вслед за 16-й. В исполнении Арины слушателей поразило умение справляться с сложной фактурой в крайне быстрых темпах, а также концентрация и отсутствие лишних эмоций. 

Во многом концерт был попыткой закончить ковидное молчание, дать пианистам студентам возможность сыграть на сцене спустя полгода, а то и год отсутствия такой возможности. Слушатели явно остались довольны. 

Об авторе: Пётр Богомолов — ассистент-стажёр I года обучения, Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова.