В Музее изобразительных искусств открыта персональная выставка «Случилось. Вокруг пустоты» известного карельского художника Аркадия Морозова.
Не так-то просто писать о выставке мастера, посвященной его 70-летию, в которой представлены два важных этапа творчества: офорты 80-х-90-х и 2019-2020 годов. Как осмыслить эту неслучайную случайность, это удачное сочетание или скорее даже противопоставление раннего и позднего? Благодаря таким временным рамкам понимаешь, что художник намеренно выбрал для презентации именно эти творческие периоды. Время собирать камни неизбежно наступает в жизни всякого человека, не только художника, а художника — особенно.
Надо сказать, что трудоспособности и энергии Аркадия Морозова можно позавидовать. Каждый день он работает в мастерской, как и в молодости, одержим новыми идеями, образами, впечатлениями, вопросами, смыслами. Он активный творец и профессионал высокого класса: на выставке представлено более 80 офортов и линогравюр.
Тема работ раннего периода, кажется, лежит на поверхности: деревня с ее заботами, радостями и тревогами. Но с самого начала художник раздвинул границы обычного и показал нам неведомую деревню, где есть земля и небо, реальность и мечта, житейское и потустороннее, красивое и горькое, умиротворение и боль, милое сердцу и разрывающее его на части. «Крик» в этом смысле – апофеоз безысходности и страдания, где в морде лошади и вопле женщины, взметнувшей от отчаяния руки к небу, чувствуется адское напряжение всех сил.
Три из ранних офортов висят у меня дома. Из любимых еще «Фигура за столом», «Лицо», «Уснувшая», «Белый монашек». Они завораживают своей графикой: идеальной линией, четкой формой, наполненностью образа. Трогают за душу, иногда неведомо почему.
В последние годы Аркадий Иванович все больше углубляется в себя, ищет, задает вопросы, анализирует, ставит проблемы. Его произведения становятся все более умозрительными, замысловатыми и философскими. Они блестяще выполнены в технике линогравюры.
Из последних мне более интересны «Личины», серия портретов «Люди провинции», «Игры с тенью». В «Личинах» автор представляет нам страшные по своей сути маски. Кстати, одно из свойств личины на шлеме не только защищать воина от противника, но и психологически напугать его. Такую во сне увидишь — ужаснешься… Почему художника волнует эта тема? Он изображает личины, чтобы показать нам сколь лицемерен мир, как он враждебен? Тень противостоит свету – это известно. Задаюсь вопросом: зачем играть с тенями? Почему не со светом? Некоторые образы в этой серии решены весьма любопытно. Почти все они заключены в одной форме — круга. Вот колесо Сансары в виде чудища, захватывающего свой собственный хвост. А душа все-таки стремится выскочить из этого вечного круга, избавиться от этих кармических оков…
У Морозова все детали наполнены смыслом, облечены в символы и знаки. Иногда мы их считываем, иногда они от нас ускользают. Вопросы, вопросы… Ответы не такие и утешительные… Мир в глазах художника выглядит достаточно враждебным, страстным, колким, бесприютным. Мир потерь. В этом ли причина трагического мироощущения художника? А может быть, дело не в окружающем мире, а в подсознании художника, которое мучает его необъяснимыми вопросами, рождает невиданные образы?
Не знаю, почему Аркадий Иванович назвал свою выставку «Вокруг пустоты». Что такое пустота – отсутствие чего-либо? Это Ничто? Оно имеет негативный оттенок? Или пустота является истинным условием существования всех вещей, как считают даосы, и тогда она – начало полноты? Может, здесь главное слово начало?
Выставка открыта по 7 февраля.
Фото Ирины Ларионовой