Начать эмоционально воспринимать действие на этом представлении у меня не получилось. Было ощущение вуайеризма. Выражение «Красиво, но непонятно» тоже не подходило, потому что было обыденно и непонятно.
В Петрозаводске проходит Фестиваль современной хореографии Nord Dance. Наш театральный обозреватель Виктория Никитина делится впечатлениями о танцевальном перформансе «Спящая красавица».
«Спящая красавица»
Хореография и исполнение – Анна Абалихина, Иван Евстегнеев
Музыка – Петр Чайковский, Алексей Наджаров
Либбретто – Валерий Печейкин, Анна Абалихина, Иван Евстегнеев
Видео – Анна Титовец
Костюмы – Леонид Алексеев
Свет – Наталия Кузнецова, Елена Перельман
Наконец-то, впервые за дни фестиваля, пришлось поискать информацию о концептуальных танцах. Восторг проникновения и понимания, который меня питал после первых представлений, разбился о concept dance. Мои заметки не для специалистов, поэтому поделюсь с вами, дорогие читатели, обретенным знанием.
Концепт (от лат. conceptus — собрание, восприятие, зачатие) — акт “схватывания” смыслов вещи (проблемы) в единстве высказывания. (Философский энциклопедический словарь)
«Драматический театр приучил нас к тому, что текст культуры создается в соответствии с логической концепцией, а мы — зрители — располагаем всеми необходимыми для его понимания средствами. Роль зрителя — в том, чтобы «дойти до самой сути». В то же время современные представления, опирающиеся на движение, заставляют нас отдалиться от традиционных интерпретаций. Речь идет не об «интуитивном понимании», которое бы предполагало, что о новом танце не надо ни писать, ни разговаривать, поскольку он «выше нашего понимания». Действительно, сам характер нового танца освобождает нас от необходимости объяснять то, что мы видим. Однако не следует ограничиваться одним лишь «впечатлением»: стоит задавать себе вопрос о том, что мы видим — какие движения, как перформеры функционируют в пространстве, в какие отношения они вступают со зрителями и местом, а также о том, что это движение нам «говорит», какие эмоции порождает, как влияет на наши отношения с местом, где мы находимся, как создает ситуацию. Новая хореография учит нас тому, что со сцены не обязательно произносить текст, а движение не обязательно иллюстрирует события или эмоции. И тому, что спектакль не должен быть «о чем-то». Таким образом, он освобождает нас от бремени интеллектуального понимания и позволяет начать воспринимать действие эмоционально.» ( из статьи «Десять слов о современном танце»).
Начать эмоционально воспринимать действие на этом представлении у меня не получилось. Было ощущение вуайеризма. Выражение «Красиво, но непонятно» тоже не подходило, потому что было обыденно и непонятно.
Текстовые экранные заставки выдернули из сознания цитату из «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса: «Люди говорят очевидные вещи». В спектакле «Спящая красавица» пишут на экране и строго в соответствии с этим показывают очевидное.
И если снова обратиться к обретенному знанию о современном танце – «современный танцевальный спектакль освобождает нас от бремени интеллектуального понимания и позволяет начать воспринимать действие эмоционально», то вот как раз эмоционально меня танцевальная часть «Спящей красавицы» не задела.
Интересная современная музыка Алексея Наджарова, в которую гармонично вплетены цитаты Петра Ильича Чайковского, великолепная компьютерная графика, драматизмом и смыслом превосходили танец. Слушала и наблюдала за этими мистическими цветами завороженно. Но не на мультфильм же я пришла.
Возможно, авторы создали произведение, которое недоступно пониманию простого зрителя, которым я и являюсь. В любом случае, огромное спасибо фестивалю за уникальную возможность увидеть такое разное искусство.
Творческий дуэт ведущих российских хореографов contemporary dance Анны Абалихиной и Ивана Евстегнеева сложился в 2008 году. Они участвовали в престижных танцевальных лабораториях, создали проекты для American Dance Festival, спектакль «Удар кинжалом» для фестиваля «Диверсия» и междисциплинарный спектакль «Жилая комната» для Atelier de Paris Каролин Карлсон.