Люди остановили свой бег, разглядели других, потянулись к свету и проросли друг в друга живым, настоящим – ветвями деревьев. Оказалось, иногда не нужно бежать.
В Петрозаводске проходит Фестиваль современной хореографии Nord Dance. Наш театральный обозреватель Виктория Никитина делится впечатлениями о спектакле Челябинского театра современного танца в постановке признанного мастера Ольги Пона.
«Бегущие»
Хореография – Ольга Пона (в сотрудничестве с танцовщиками)
Исполнители: Татьяна Сущенко, Дмитрий Чегодарь, Анна Топорищева, Денис Чернышов, Татьяна Лумпова, Владислав Морозов, Дарья Платонова, Степан Баннов, Мария Герасимова, Андрей Зыков, Татьяна Крицкая, Нурлан Нурушев
Саундтрек: Soundlendscape
Свет – Евгений Вандышев
Видео – Антон Сластников, Дмитрий Иванченко
Костюмы – Ольга Пона
Ольга Пона после спектакля беседовала со зрителями и журналистами. Меня разговор с ней впечатлил. Искренний, живой человек, с тонким чувством юмора, не чуждый самоиронии и всей сутью преданный любимому делу. Казалось бы, где современный танец и где суровый Челябинск? Однако, один из лучших хореографов современного танца России живет именно там.
Ольга вспоминала как они выращивали зрителя. На первом представлении было всего шесть человек, которые даже не осознали, что спектакль уже начался и громко требовали зрелищ. Но они не сдавались, и тогда появились ученики артистов, приверженцы театра, муниципальная поддержка и своя публика.
«Бегущие» в Петрозаводске показывали всего в четвертый раз в жизни спектакля. В нём, как и в других произведениях хореографа Ольги Пона, строгая основа — конструкция и моменты импровизации артистов, четкий смысл и призыв к зрителю.
О спектакле на сайте театра написано так: «Темп жизни уплотняется по нарастающей, как снежный ком. Мы мчимся в неопределенное будущее. Все выше, все быстрее. Кто-то движется сквозь время, кто-то сквозь пространство. Кто-то странствует с целью, кто-то без.
Никто не знает, где мы находимся. В точке, из которой вышли, или в точке, к которой устремились. И существует ли некое между?
Есть ли в этом бесконечном беге по жизни моменты остановок-замираний, чтобы разглядеть важное, почувствовать близкого, услышать или произнести главные слова?».
И всё это про нас.
Лаконичное оформление сцены – подиум, беговая дорожка, тропа над бездной, сразу включили в смысл спектакля. Танец безукоризненный! Удовольствие было наблюдать за невероятно техничным исполнением, без единого сбоя или ошибки.
Ольга объясняет свою «беспощадную» хореографию строгим техническим расчетом. Уникально! В ряде сцен «Бегущих» артистам в буквальном смысле пришлось полностью положиться на партнеров по сцене – с их телами выделывали невероятные трюки и здесь без абсолютного доверия и слаженности коллектива ничего бы не вышло.
Видеоряд был лаконичным и невероятно уместным, музыка точной. Все работало на идею постановщика.
«Бегущие» — спектакль цельный, мощный, но несколько фрагментов особенно врезалось в память:
Как мудрый шаман из видеоряда грустно смотрел на бегущих людей, словно на стадо обезумевших оленей или напуганную стаю лебедей.
Как разбирались коллеги с отношениями внутри рабочего офисного коллектива.
Как терзали друг друга люди в любовном четырехугольнике. Где долг и привязанность побеждают страсть, но и страсть не состоятельна, малосильна и счастье ни у кого не случается.
Как в плотном треугольнике семейных отношений мать разрывают муж и взрослый сын и как они точнейшими филигранными штрихами рассказывают все мельчайшие нюансы этих отношений.
И потрясающий финал – люди остановили свой бег, разглядели других, потянулись к свету и проросли друг в друга живым, настоящим – ветвями деревьев. Оказалось, иногда не нужно бежать. А если довериться другому человеку всем существом, позволить себе прорасти в этой паузе, то рассвет случается особенно ярким.
Челябинский театр современного танца создан хореографом Владимиром Пона в 1992 году при поддержке администрации города. В театре работают 16 танцовщиков. Художественный руководитель — Ольга Пона. У коллектива обширный репертуар, а главное — найдено неповторимое творческое лицо театра, его танцевальный язык, пластический почерк, который не спутаешь ни с чем. Более 20 раз спектакли театра номинировались на национальную театральную премию «Золотая маска» и дважды получали ее ( за спектакли «Зарисовки с натуры» и «Ожидание»).
У труппы есть опыт сотрудничества с зарубежными хореографами. Многие танцовщики создают собственные хореографические работы, а художественный руководитель Ольга Пона – один из ведущих постановщиков в сфере современного танца.