«Посередине реки Катунь епископ обнаружил маленький высокий островок, куда он и решил добраться на лодке. Там он помолился и освятил остров, а по возвращении сумел обратить в христианство двух шаманов, которые сожгли свои бубны на костре».
Петрозаводская путешественница завершает рассказ о поездке по Алтаю.
В 1855 году в небольшое село Чемал, что на берегу Катуни, прибыл епископ Томской епархии для христианизации местного населения. Село находится на высокой живописной скале. В тот момент там жили переселенцы и алтайцы.
Посередине реки Катунь епископ обнаружил маленький высокий островок, куда он и решил добраться на лодке. Там он помолился и освятил остров. Оказалось, епископ побывал на святом месте, так как по возвращении сумел обратить в христианство сразу двух шаманов, которые сожгли свои бубны на костре.
Назван был остров Патмос, по подобию греческого. И построен был на острове деревянный храм, к которому вел мост. А на берегу возник женский монастырь.
Еще с берега можно увидеть образ Богородицы с младенцем, высеченный в скале. Такой образ — видение настоятельнице скита Наталье. А непосредственное его исполнение было осуществлено монахиней Барнаульского Знаменского монастыря, бывшей альпинисткой и скульптором Фелофеей.
Рассказывают, что когда вокруг образа выросла высокая трава, закрывающая его от глаз паломников, вдруг появились кролики, съевшие всю траву вокруг. Но это произошло уже в наше время.
Первый храм постепенно стал ветшать, и в 1914 году построили новый. Его судьба трагична. В начале 20-х годов приехал в Чемал некий питерский художник, фамилия которого в памяти народной не сохранилась. Он долго писал храм при различном освещении, в разное время дня. Наконец, закончив картину, он сравнил ее с храмом, находящимся на острове. Свое творение понравилось ему настолько больше оригинала, что он попросту сжег старый деревянный храм.
Через много лет, в 1991 году, в Чемал приехал известный фотохудожник Виктор Павлов с супругой. Он изучал историю храмов Сибири, прочитал про Чемальский храм, заинтересовался и добрался до этих мест. Увиденная природная красота потрясла его, а узнав про легенду о поджоге храма, он решил искупить вину собрата по профессии. Продал в Москве трехкомнатную квартиру, машину, все имущество да перебрался на постоянное жительство в Чемал. Десять лет своей жизни отдал этот подвижник восстановлению Иоанно-Богословского храма.
Сначала Виктор Николаевич восстановил мост. А потом из кедровых бревен воссоздал точную копию старого храма. Как и сто лет назад, здесь находится скит женского монастыря. Инициатор и инвестор восстановления этих святых мест похоронен недалеко от моста. Недавно одна из монашек в нише скалы разрисовала пещеру на библейский сюжет поклонения волхвов младенцу Христу.
От села Чемал идет прогулочная дорожка под названием «Козья тропа». С нее открываются прекрасные виды на Катунь. Самое узкое место реки, с поворотом, называется «ворота Катуни» или «ворота Сарктакпая».
По алтайской легенде будто бы исполин-великан Сарктакпай разрубил скалы мечом, чтобы дать проход реке. Кроме всего, это место очень популярно для сплава, хотя, весьма коварно: при ширине 20 метров, глубина реки достигает 70 метров.
Несомненно, пора ранней осени на Катуни и на Алтае — самая благодатная. Все еще сохраняется достаточно теплая погода, но уже нет комариного писка над ухом. И самое главное — невероятный окрас воды Катуни. Это просто волшебство и фантастика! Алтай влюбляет в себя с первого взгляда — сюда хочется вернуться.
Фото Лидии Винокуровой
Продолжение следует