В музее «Кижи» открылась новая выставка под названием «Белее снега, краснее солнца. Вышивальщицы Заонежья». Экспозиция замечательная! На вернисаже гостей встречали девушки-красавицы в костюмах с заонежской вышивкой. Вот бы в таких сарафанах появлялись в столице Карелии и наши горожанки, как наряжаются в национальные костюмы на праздники в других странах.
Особенность выставки в том, что представлены не только удивительной красоты предметы быта и костюма с заонежской вышивкой, но и немало исторических документов и фотографий из жизни артели, которая появилась в 1929 году. Кстати, многие фотографии сделаны Яковом Роскиным в 1938 году. Всеобщий интерес вызвала большая фотография, на которой изображена группа вышивальщиц, — многие обнаружили на ней знакомых, родных, а кто-то даже себя.
Куратор выставки Екатерина Рычкова обратила мое внимание на детали: какие воротнички и броши носили юные девушки, практически подростки 14-16 лет, работавшие в артели. Меня поразил тот факт, что, оказывается, электрическое освещение появилось там только в 1960-е годы, а до этого девушки и женщины трудились перед керосиновыми лампами. В моей жизни был опыт вышивания и должна вам признаться, что не представляю, что было бы с моими глазами, работай я в таких условиях.
– Эта вышивка — уникальное явление, — сказала на вернисаже художник-дизайнер из Москвы Мила Введенская, — другой такой нет!
И в самом деле, сочетание белого (снег) и красного (солнце) выглядят так лаконично, ярко и нарядно!
На выставке, кроме документов и фотографий, представлены юбилейные скатерти и невероятной красоты полотенца, одежда с элементами вышивки, закладки для книг. К своему удивлению обнаружила даже специальные полосы для обвязки снопов, созданные вручную, которые использовали в декоративной обвязке снопов в экспозиции Карело-Финского павильона на ВДНХ в 1955 году.
Екатерина Рычкова призналась, что и прежде в музеях бывали выставки, посвященные вышивке, но особенность этой в цельности: здесь представлены экспонаты из разных музеев Петрозаводска, Медвежьегорска и Национального архива.
Приятно было встретить на выставке Нину Алехину. Она уже 40 лет возглавляет предприятие «Карельские узоры», на котором традиции заонежской вышивки сохраняются по сей день. В самые лучшие времена, по словам Нины Николаевны, на предприятии работали порядка 300 человек. Сейчас всего 23. Как же мы не ценим то, что имеем…. Еще недавно, в бытность министром культуры Елены Богдановой, в Петрозаводске работал маленький магазинчик с заонежской вышивкой при доме ремесел. Сегодня предприятие выпускает постельное белье, домашний текстиль, сценические костюмы. Поддерживая традиции заонежской вышивки, в 2005 году музей «Кижи» приобрел 50 изделий для своей коллекции.
Когда появился в Карелии Артур Парфенчиков, он побывал на предприятии «Карельские узоры» и был очарован. Удивлялся, почему в Петрозаводске нет такой красоты. Обещал решить проблему с магазином, но, увы, так и не случилось.
Нина Алехина рассказала, как на одной из выставок в Москве к ней подошел мужчина. Выведывал у нее подробности о вышивке, а потом признался, что он специалист в этой области, искусствовед, и подарил ей в благодарность собственную книгу с личной надписью. Да что в Москве — я сама видела, как благоговели французы на ярмарке в Ла-Рошели, увидев нашу заонежскую вышивку. Надо ли говорить, как важно поддерживать эту уникальную традицию.
Кстати, обратите внимание на выставке на высочайшую детализацию изображения при огромном размере фотографий на световых фотопанно. Организаторы выставки считают это одним из гвоздей программы. Как это сделано, объяснил фотограф Леонид Николаев: «Чтобы получить такое высокое разрешение, я визуально делил полотна на множество фрагментов, около 20-ти, и каждый отдельно фотографировал, потом сшивал все в одно изображение. Чертовски кропотливая, но очень интересная работа».
Фото Ирины Ларионовой