В Городском выставочном зале Петрозаводска до 23 мая представлена экспозиция молодых авторов с кратким и самоутверждающим названием «Мы».
Пять лет пролетели незаметно, и у любителей изобразительного искусства снова есть возможность взглянуть, как работает молодежь, в каком направлении движутся их мысли, что привлекает их внимание и почему. По сути, это очередной срез происходящего в художественной жизни Карелии, и конкретно в среде молодежи. Подобная выставка — отличная идея дать возможность молодым авторам высказаться, заявить о себе.
Экспозиция в целом получилась яркой, пестрой, неоднозначной, но любопытной. Хочу отметить, что пять лет назад на выставке были представлены произведения 83 авторов, на нынешней меньше — 66 из 74 заявок. Но, кажется, география стала несколько шире. В этом году прислали свои работы художники из глубинки: поселков Эссойла, Хелюля, Салми, Куркиеки, Мелиоративного, Больничного, а также из городов — Костомукши, Кондопоги, Петрозаводска. По словам искусствоведа Марии Юфа, треть авторов — практически новые имена. Любопытно, что некоторые начинающие художники, которых лично я отметила для себя на прошлой выставке, вообще пропали. Другие из уже заметных стоят на месте, застряв на мелкотемье или показывая уже не однажды виденное.
В целом, и это очевидно, появилось заметно много работ, созданных в жанре компьютерной графики, кое-что интересно (Максим Рогов «Рефлексия»), но иногда довольно плоско, особенно, когда вспомнишь, что делает в этой области карельский художник Александр Трифонов: тонко, философски осмысливая реальность, изображая ее метаморфозы настолько профессионально, что забываешь, что за мир перед тобой. Молодым есть куда расти и чему учиться в этой области.
— Компьютерная графика сейчас очень популярна, — говорит председатель Союза художников Карелии Владимир Зорин. — И то, что ею активно занимаются, мы видим, но пока это только поиски. Ясно, что уходят дорогостоящие виды искусства и в первую очередь скульптура. На выставке представлена только одна замечательная скульптура Павла Калтыгина. Появление новых имен — это разовые всплески, на мой взгляд. Мало кто остается в искусстве. Можно назвать событием появление в нашей художественной культурной среде крепкой студии Павла Полякова, талантливого живописца и педагога. Мы отметили деятельность его студии дипломом Союза художников. Конечно, ученики Полякова нацелены на поступление в вуз, но вернутся ли они к нам после учебы? Главная же задача выставки — поддержать молодежь. Радует одно, что это все-таки не пустыня, и молодые что-то делают.
Кстати, уверена, наш Союз художников Карелии гордится тем, что в его рядах состоят такие замечательные молодые художники как Павел Калтыгин, Клавдия Расторгуева, Алексей Лебедев и Надежда Белая. Они остались в рамках нашего союза, хотя живут и работают за пределами республики.
Что запомнилось лично мне как обычному зрителю? Во-первых, очередной шедевр Павла Калтыгина — его «Девушка». Эта молодая особа — яркий образ современной молодой женщины: она как натянутая струна рвется в жизнь. В ее облике нет ничего лишнего, каждая деталь работает на образ. Это деловая женщина, готовая изменить мир, причем, уверена, в лучшую сторону. Обратите внимание, как она стоит: поза хотя и хрупкой, но сильной, уверенной в себе молодой женщины, которой все по плечу. Раскисать ей некогда, такое время! И его влияние на саму жизнь верно и ярко подмечено художником. Скульптору — браво!
Впечатлили студийные живописные холсты учеников из студии Павла Полякова. У этих молодых ребят (Вероника Косолапова, Полина Орехова и другие) есть задел на будущее. Во всяком случае потенциал очевиден.
Три полотна Павла Мунтиева оказались рядом с живописью студийцев Павла Полякова. Сначала подумалось, что он из той же студии, но, приглядевшись, поняла, что Мунтиев — художник из поселка Хелюля, и значит, самостоятельный автор. Не знаю, рисует ли он по фотографиям, на это похоже, но он чувствует, как мне кажется, цвет и свет.
Свежо и ярко выглядят полотна Валентины Гайчук и акварели Светланы Зинченко, молодых авторов из Костомукши. Впечатлили фотографии и тема трансгрессии, с которой выступила Клавдия Расторгуева. Серия серьезная, современная, убедительная и необычная. Из фотографий еще отмечу серию Кристины Приваловой Internally.
Интересно, что выступающий обычно в качестве фотографа Арсений Морозов занялся резьбой по дереву. Его северные панки привлекают внимание, хотя их еще заметить нужно в витрине. Мне пришла в голову, возможно, безумная идея: а что если их показать в другом масштабе, более крупном?
Как всегда, мне по душе офорты Натальи Егоровой. Врезалась в память ее серия «Аптечка меланхолика». Тронули душевной теплотой три акварели Екатерины Брянской, заворожили яркие линии «Троллейбуса» Матвея Антонова. Такой неожиданной и современной среди компьютерной графики показалась вышивка гладью Марии Черепановой (имею в виду ее текстиль «Важеозерье. Перспектива заката») и нежные черно-белые «Хризантемы» Павла Игнашова в технике меццо-тинто.
Остается повторить слова Марии Юфа, сказанные ею пять лет назад. Искусствовед не без оснований считает, что большинство участников выставки нуждаются в профессиональном развитии и прежде всего в художественном образовании, которого теперь в Карелии почти нет.