Афиша Петрозаводска, Блоги, Вернисаж с Ириной Ларионовой

Девушка. Рефлексия. Северные панки

На выставке "Мы". Фото Ирины Ларионовой
На выставке «Мы». Фото Ирины Ларионовой

В Городском выставочном зале Петрозаводска до 23 мая представлена экспозиция молодых авторов с кратким и самоутверждающим названием «Мы».

Пять лет пролетели незаметно, и у любителей изобразительного искусства снова есть возможность взглянуть, как работает молодежь, в каком направлении движутся их мысли, что привлекает их внимание и почему. По сути, это очередной срез происходящего в художественной жизни Карелии, и конкретно в среде молодежи. Подобная выставка — отличная идея дать возможность молодым авторам высказаться, заявить о себе.

Экспозиция в целом получилась яркой, пестрой, неоднозначной, но любопытной. Хочу отметить, что пять лет назад на выставке были представлены произведения 83 авторов, на нынешней меньше — 66 из 74 заявок. Но, кажется, география стала несколько шире. В этом году прислали свои работы художники из глубинки: поселков Эссойла, Хелюля, Салми, Куркиеки, Мелиоративного, Больничного, а также из городов — Костомукши, Кондопоги, Петрозаводска. По словам искусствоведа Марии Юфа, треть авторов — практически новые имена. Любопытно, что некоторые начинающие художники, которых лично я отметила для себя на прошлой выставке, вообще пропали. Другие из уже заметных стоят на месте, застряв на мелкотемье или показывая уже не однажды виденное.

Антонина Юфа. Триптих "Дом"
Антонина Юфа. Триптих «Дом»
Виктория Копейкина. Древо
Виктория Копейкина. Древо
Дарья Вихко. Русалки
Дарья Вихко. Русалки
Никита Моисеев. Футляр
Никита Моисеев. Футляр

В целом, и это очевидно,  появилось заметно много работ, созданных в жанре компьютерной графики, кое-что интересно (Максим Рогов «Рефлексия»), но иногда довольно плоско, особенно, когда вспомнишь, что делает в этой области  карельский художник Александр Трифонов: тонко, философски осмысливая реальность, изображая ее метаморфозы настолько профессионально, что забываешь, что за мир перед тобой. Молодым есть куда расти и чему учиться в этой области.

Максим Рогов. Рефлексия
Максим Рогов. Рефлексия

— Компьютерная графика сейчас очень популярна, — говорит  председатель Союза художников Карелии Владимир Зорин. — И то, что ею активно занимаются, мы видим, но пока это только поиски. Ясно, что уходят дорогостоящие виды искусства и в первую очередь скульптура. На выставке представлена только одна замечательная скульптура Павла Калтыгина. Появление новых имен — это разовые всплески, на мой взгляд. Мало кто остается в искусстве. Можно назвать событием появление в нашей художественной культурной среде крепкой студии Павла Полякова, талантливого живописца и педагога. Мы отметили деятельность его студии дипломом Союза художников. Конечно, ученики Полякова нацелены на поступление в вуз, но вернутся ли они к нам после учебы? Главная же задача выставки — поддержать молодежь. Радует одно, что это все-таки не пустыня, и молодые что-то делают.

Кстати, уверена, наш Союз художников Карелии гордится тем, что в его рядах состоят такие замечательные молодые художники как Павел Калтыгин, Клавдия Расторгуева, Алексей Лебедев и Надежда Белая. Они  остались в рамках нашего союза, хотя живут и работают за пределами республики.

Что запомнилось лично мне как обычному зрителю? Во-первых, очередной шедевр Павла Калтыгина — его «Девушка». Эта молодая особа — яркий образ современной молодой женщины: она как натянутая струна рвется в жизнь. В ее облике нет ничего лишнего, каждая деталь работает на образ. Это деловая женщина, готовая изменить мир, причем, уверена, в лучшую сторону. Обратите внимание, как она стоит:  поза хотя и хрупкой, но сильной, уверенной в себе молодой женщины, которой все по плечу. Раскисать ей некогда, такое время! И его влияние на саму жизнь верно и ярко подмечено художником. Скульптору — браво!

Павел Калтыгин. Девушка
Павел Калтыгин. Девушка

Впечатлили студийные живописные холсты учеников из студии Павла Полякова. У этих молодых ребят (Вероника Косолапова, Полина Орехова и другие) есть задел на будущее. Во всяком случае потенциал  очевиден.

Вероника Косолапова. Крестьянское золото
Вероника Косолапова. Крестьянское золото

Три полотна Павла Мунтиева оказались рядом с живописью студийцев Павла Полякова. Сначала подумалось, что он из той же студии, но, приглядевшись, поняла, что Мунтиев — художник из поселка Хелюля, и значит, самостоятельный автор. Не знаю, рисует ли он по фотографиям, на это похоже, но он чувствует, как мне кажется, цвет и свет.

Павел Мунтиев
Павел Мунтиев

Свежо и ярко  выглядят полотна Валентины Гайчук и акварели Светланы Зинченко, молодых авторов из Костомукши. Впечатлили фотографии и тема трансгрессии, с которой выступила Клавдия Расторгуева. Серия  серьезная, современная, убедительная и необычная. Из фотографий еще отмечу серию Кристины Приваловой Internally.

Валентина Гайчук
Валентина Гайчук
Светлана Зинченко. Зимнее солнце
Светлана Зинченко. Зимнее солнце
Клавдия Расторгуева. Трансгрессия
Клавдия Расторгуева. Трансгрессия

Интересно, что выступающий обычно в качестве фотографа Арсений  Морозов занялся резьбой по дереву. Его северные панки привлекают внимание, хотя их еще заметить нужно в витрине. Мне пришла в голову, возможно, безумная идея: а что если их показать в другом масштабе, более крупном?

Арсений Морозов. Северные панки
Арсений Морозов. Северные панки

Как всегда, мне  по душе офорты Натальи Егоровой. Врезалась в память ее серия «Аптечка меланхолика». Тронули душевной теплотой три акварели Екатерины Брянской, заворожили яркие линии «Троллейбуса» Матвея Антонова. Такой неожиданной и современной среди компьютерной графики показалась вышивка гладью Марии Черепановой (имею в виду ее текстиль «Важеозерье. Перспектива заката») и нежные черно-белые «Хризантемы» Павла Игнашова в технике меццо-тинто.

Екатерина Брянская
Екатерина Брянская
Мария Черепанова. Важеозерье. Перспектива заката
Мария Черепанова. Важеозерье. Перспектива заката

Остается повторить слова Марии Юфа, сказанные ею пять лет назад. Искусствовед не без оснований считает, что большинство участников выставки нуждаются в профессиональном развитии и прежде всего в художественном образовании, которого теперь в Карелии почти нет.