О выставке Бакста, балете Майо и оркестре Монте-Карло
Самое, пожалуй, сложное при переезде с севера на юг — поменять мировосприятие, научиться жить не томительным ожиданием лета и счастья, а радуясь каждому наступившему дню. Иногда я думаю, что триста солнечных, лучезарных дней в году, это даже слишком. Для душевного равновесия не хватает привычных, пасмурных, с моросящим дождиком.
То, что гарантированно выводит меня из меланхолии и приводит в состояние счастливого забытья, — хороший спектакль, концерт, выставка. Мне нисколько не затруднительно ходить на них одной, потому что, скажем, в театре, ощущаю себя среди единомышленников, пусть никого там не знаю. За дозой эйфории я и прихожу в учреждения культуры, стараясь с годами быть разборчивее, потому что нет горше и тягостнее зрелища, чем халтура на сцене.
Выставка в Новом национальном музее Монако, приуроченная к 150-летию художника Льва Бакста, уровень — блаженство. Экспозиция под названием «Рисуя грёзы: Чествование Леона Бакста» («Designing Dreams: A Celebration of Leon Bakst») была развёрнута в залах Виллы Собер с 23 октября 2016-го по 15 января 2017 года.
Леон Бакст, уроженец белорусского города Гродно Российской империи, — автор декораций и костюмов для балетов Дягилева, первый сценограф, ставший всемирной знаменитостью. Вдохновение искал в культуре древней Греции, Персии, Сиама, а также в русском народном творчестве. Искусно соединил восточные мотивы и стиль модерн, что сделало его одним из законодателей европейской моды на ориентализм начала XX века. Разработанные Бакстом с 1909-го по 1921 годы красочные декорации и балетные костюмы восхищали театральную публику и влияли на модные тенденции.
Леон Бакст рассматривал театр как всеобъемлющее искусство, где хореография, музыка, костюмы, сценография равнозначны. Он внёс значительный вклад в триумф спектаклей, изменивших восприятие балета: «Шехерезада», «Призрак розы», «Нарцисс», «Послеполуденный отдых фавна», «Спящая красавица» и других.
На выставке демонстрировались костюмы, рисунки, макеты декораций — всего 150 произведений из музейных и частных собраний, самое примечательное, что было создано Бакстом для сцены.
Влияние художника на текстильный дизайн и моду в целом нашло отражение в образцах тканей и бесподобных ансамблях из коллекции Ив Сен Лоран 1991 года, напрямую вдохновлённой «Шехерезадой» и «Нарциссом».
Русского человека в Монако ноги сами приведут на аллею Serge de Diaghilev. В 1911 году Сергей Павлович Дягилев основал в Монте-Карло компанию «Русский балет», возможно, одну из самых успешных и знаменитых антреприз, существовавшую до смерти создателя в 1929 году.
Покровительство знаменитому импресарио, уже несколько лет знакомившему Европу с российским искусством в рамках «Русских сезонов», оказывал князь Монако Пьер. Домом «Русского балета Дягилева» стал Зал Гарнье — Опера Монте-Карло. Построенная по проекту архитектора Шарля Гарнье и представляющая собой уменьшенную копию Парижской оперы, она была открыта в начале 1879 года.
Опера и Казино Монте-Карло располагаются в одном здании, они соединены мраморным атриумом. Общий парадный вход для публики, ищущей столь разных развлечений.
В Зале Гарнье 524 места, это самый миниатюрный оперный театр, и вместе с тем один из ведущих в своём жанре. Среди шести имён оперных композиторов, золотыми буквами запечатленных на стенах, сразу обращаем внимание на ласковую фамилию Glinka.
На сцену Оперы Монте-Карло выходили прославленные артисты. Фёдор Шаляпин выступал на ней в течение девяти сезонов. Здесь танцевали Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, Джордж Баланчин, затем Рудольф Нуреев и Михаил Барышников. В 1986 году на сцене зала Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем была поставлена опера Н. Римского-Корсакова «Царская невеста».
Для воспитания собственных балетных сил в Монако в 1975 году была учреждена Академия классического танца имени принцессы Грейс, которую до недавнего времени возглавляла балерина и педагог Марика Безобразова, внучка главнокомандующего Императорской гвардии генерала Безобразова и фрейлины матери Николая II, императрицы Марии Федоровны.
В 2009 году произошло объединение Академии с Балетом Монте-Карло под руководством хореографа Жана-Кристофа Майо.
Впервые его балет я увидела весной 2015 года в Петербурге — «Укрощение строптивой» Большого театра на музыку Шостаковича. Он только что получил «Золотую маску» как лучший балетный спектакль и демонстрировался в рамках международного фестиваля Dance Open. Меня заворожил тогда свадебный танец Бьянки и Люченцио, его мелодия и хореография были прекрасны до замирания сердца.
Чуть позже, летом, в Монако пришла на «Золушку», в одиночку, босиком вынужденную противостоять искусственному миру на пуантах, где телешоу, стилисты и пластические хирурги штампуют принцесс из негодного материала. «Золушка» Прокофьева — Майо была волшебной.
Для новогодних представлений он выбирал «Щелкунчика», «Спящую красавицу», обращался с ними вольно, но спектакли тем не менее получались интересными по замыслу и отточенными по исполнению.
Жан-Кристоф Майо, которому удаётся гармонично соединять классический и современный танец, работает вдохновенно и плодотворно, сегодня он задаёт тон в балете Монте-Карло и окрестностей.
На Лазурный Берег продолжают привозить российский балет, большие постановки и сольные программы. Принимают их тепло, но без ажиотажа. Мода на русское искусство, как и положено моде, прошла, уступив место непреходящему уважению и спокойному интересу.
Оркестр княжества Монако больше его армии, как любит повторять интернет. И хотя, если пересчитать по головам, военных окажется чуть больше, это неважно. Во-первых, лишь на несколько человек, а во-вторых, смысл в том, что в идеале люди, несущие красоту, должны в обществе доминировать.
В Монако не существует воинской обязанности, в случае внешнего конфликта Франция обеспечит княжеству оборону.
Рота княжеских карабинеров (также называемая Монегасская Гвардия) насчитывает немногим свыше ста человек, контрактников, большей частью отслуживших во французских вооружённых силах. Основной задачей соединения являются защита князя, княжеской семьи и дворца. В гвардию входит военный оркестр, который весной 2016 года отметил своё 50-летие. Этот позитивный коллектив из 26 музыкантов-карабинеров выступает на официальных церемониях, спортивных мероприятиях, с концертами дома и за границей.
В гранд сезоне 2016-2017 отмечает 160-летие филармонический оркестр Монте-Карло, тот самый, который почти превосходит армию, состоящий почти из сотни музыкантов. С минувшего сентября им дирижирует Казуки Ямада из Японии. Симфонические концерты обычно проходят в Аудиториуме Ренье III, в зале на тысячу человек.
Если ожидается повышенный интерес, коллектив перемещается в Княжеский зал Гримальди форума, самый большой в Монако, вмещающий 1800 зрителей. В нём и состоялся недавно семейный киноконцерт Fantasia, с показом одноимённого анимационного фильма Уолта Диснея в сопровождении оркестра — неравный, но счастливый союз высокохудожественной мультипликации и восхитительной музыки. Одно из тех представлений, которые превращают вас в ребёнка, хотите вы этого или нет.
Совсем не хочется уходить из Монако, но придётся, так как до наступления ночи все пришельцы без размещения должны покинуть его территорию. Впрочем, впереди нас ждут не менее интересные места, события и герои Лазурного Берега.
Фото автора