Алла Нестеренко

Почему испортились дети?

Размышления о педагогике хочется начать с разговора о детях. Дети, по общему признанию, сегодня абсолютно "НЕ ТЕ". Испортились дети.  Чтение они заменяют компьютерными играми. Пишут (вернее, печатают) безграмотно, но бойко. Или наоборот  — бойко, но безграмотно (выбор фразы читателем зависит от его точки зрения). Они мгновенно разбираются с новым техническим объектом, будь то мобильник или пульт от телевизора, легко осваивают пространство Интернета и неплохо ориентируются в современном кинематографе. Но все это, конечно, не мешает нам считать их полными невеждами и ужасаться  мысли о том, что ждет человечество в будущем. Детей между тем не шокирует вид родителя, в очередной раз заблудившегося в многочисленных окнах Windows, хотя авторитета сие зрелище нам, конечно, не прибавляет. Разрыв между поколениями был всегда. Но такая пропасть, видимо, открылась впервые.

Взрослые испугались не зря: общество должно передать культуру новому поколению, иначе общество погибнет. И новое поколение в принципе не против (почти все дети сначала хотят учиться). Проблема в том, что детям крайне неудобно брать то, что мы пытаемся им дать — ведь учить ребенка надо на понятном ему языке. Они, нынешние дети, действительно другие. Они иначе воспринимают информацию (мы привыкли читать, они  смотреть и слушать), у них иначе работает воображение (оно опирается на такой круг готовых образов, какой нам и не снился, и в этом есть свои плюсы и минусы), у них другая скорость реакции — попробуйте для интереса сыграть в любимую компьютерную игру вашего ребенка и почувствуйте эту разницу. И если мы хотим передать им культуру, это надо делать способами, согласованными с их мышлением, воображением, опытом.

Новый стандарт предполагает определенное движение в этом направлении. Но успех этого движения полностью зависит от того, как осваивает новые реалии учитель. А учитель, как правило, немолод (новое поколение в школы не пришло) и новые реалии осваивает с исчезающе малой скоростью. Старшее поколение жестко держит в школе рамки своих ценностей. Сегодня считается,  что если  ребенок много времени проводит за компьютером, это свидетельство  низкого культурного уровня его родителей. У приличных родителей ребенок делает уроки, читает книжки и посещает репетитора по английскому языку. А молодые ученые, инженеры,  программисты между тем очень часто в Интернете ищут и находят идеи для решения своих проблем.

Это позволяет сэкономить время и быстрее двигаться вперед. И даже ненавистные нам компьютерные игры, похоже, медленно, но неукоснительно развиваются от ширпотреба к искусству. Вспомним, кино на самых ранних стадиях своего появления тоже к высокому искусству не имело отношения.

Все сказанное выше (особенно о компьютерных играх) глубоко неприятно самому автору. Однако от этого оно не перестает отражать реальность. И если сегодняшние дети имеют ужасающие поверхностные базовые знания, пользуются информацией из сомнительных источников и не воспринимают искусство прошлого века (десять лет прошло, а как трудно назвать двадцатый век  прошлым), в этом виновата система образования. Но не потому, что она изменилась, а потому, что меняется слишком медленно.

  • [quote name=»Людмила Фрадкова»]…кстати, хорошая тема для обсуждения, каким должен быть современный учебник?[/quote]
    Хорошая тема. Я лично считаю, что современного учебника вообще не должно быть. То есть должен быть не учебник. Но это, действительно, тема отдельной дискуссии.

  • Людмила Фрадкова

    Думаю, дети, по-прежнему, очень разные. Изменились не они, а среда, в которой они растут.
    Но вот с чем абсолютно согласна, в неповоротливости системы образования. Кричим о новой школе и тиражируем учебники совершенно непригодные для обучения в современных условиях.Это знают все, об этом много говорят, но, увы…кстати, хорошая тема для обсуждения, каким должен быть современный учебник?