Размышления о педагогике хочется начать с разговора о детях. Дети, по общему признанию, сегодня абсолютно "НЕ ТЕ". Испортились дети. Чтение они заменяют компьютерными играми. Пишут (вернее, печатают) безграмотно, но бойко. Или наоборот — бойко, но безграмотно (выбор фразы читателем зависит от его точки зрения). Они мгновенно разбираются с новым техническим объектом, будь то мобильник или пульт от телевизора, легко осваивают пространство Интернета и неплохо ориентируются в современном кинематографе. Но все это, конечно, не мешает нам считать их полными невеждами и ужасаться мысли о том, что ждет человечество в будущем. Детей между тем не шокирует вид родителя, в очередной раз заблудившегося в многочисленных окнах Windows, хотя авторитета сие зрелище нам, конечно, не прибавляет. Разрыв между поколениями был всегда. Но такая пропасть, видимо, открылась впервые.
Новый стандарт предполагает определенное движение в этом направлении. Но успех этого движения полностью зависит от того, как осваивает новые реалии учитель. А учитель, как правило, немолод (новое поколение в школы не пришло) и новые реалии осваивает с исчезающе малой скоростью. Старшее поколение жестко держит в школе рамки своих ценностей. Сегодня считается, что если ребенок много времени проводит за компьютером, это свидетельство низкого культурного уровня его родителей. У приличных родителей ребенок делает уроки, читает книжки и посещает репетитора по английскому языку. А молодые ученые, инженеры, программисты между тем очень часто в Интернете ищут и находят идеи для решения своих проблем.
Это позволяет сэкономить время и быстрее двигаться вперед. И даже ненавистные нам компьютерные игры, похоже, медленно, но неукоснительно развиваются от ширпотреба к искусству. Вспомним, кино на самых ранних стадиях своего появления тоже к высокому искусству не имело отношения.
Все сказанное выше (особенно о компьютерных играх) глубоко неприятно самому автору. Однако от этого оно не перестает отражать реальность. И если сегодняшние дети имеют ужасающие поверхностные базовые знания, пользуются информацией из сомнительных источников и не воспринимают искусство прошлого века (десять лет прошло, а как трудно назвать двадцатый век прошлым), в этом виновата система образования. Но не потому, что она изменилась, а потому, что меняется слишком медленно.