Алла Нестеренко

Из наблюдений дистанционного учителя

Одна из моих работ —  дистанционный учитель. Мало того, работаю я в дополнительном образовании.  То есть учу дистанционно, да еще школьников, да еще тех, кто сам хочет у меня учиться. Для нынешнего времени профессия редкая: кто же из современных школьников сам захочет учиться просто так, в смысле  не для того, чтобы исправить четвертные отметки или подготовиться к ЕГЭ или ГИА. Как правило, детей к нам на сайт приводят учителя. Как в музей (см. недавнюю статью М.Л. Гольденберга ). Некоторых учеников я знаю только по фотографиям. А некоторых вообще не узнаю при встрече: свои фото на дистанционном сайте рамещают пока немногие.  За три года такой работы удалось сложить некоторое представление о том, как сегодня учатся дети.

 
В сущности дистанционное обучение так же разнообрано, как и очное. Здесь возможны различные формы и методы — от чистой репродукции до обучения проектной деятельности. Далее я собиралась высказать мысль, что  дистанционное обучение устроено честнее, ибо здесь труднее сделать вид, будто учитель учит, а ученик учится (типовая беда нынешнего образования). Но стоило напечатать эту фразу, как сразу в голове возникла масса примеров халтурного и формального дистанционного обучения. Халтурить можно везде, было бы желание.

Дистанционный курс как из кирпичиков состоит из различных элементов. Самые популярные у нас — дистанционная лекция (текст, разделенный вопросами, ответы на которые проверяются автоматически), база данных (задается структура информации, которую дети заполняют самостоятельно) и форум (обмен информацией в рамках какой-то темы). 

Первое, удивившее меня, наблюдение, я сделала  в Эссойльской школе, куда приехала посмотреть, как работают дети на дистанционном сайте. Я обнаружила, что школьники седьмого класса отвечают на вопросы дистанционной лекции, вообще не читая обучающий текст. Видимо, угадывать ответ "методом тыка" примерно с десятой попытки нравилось им больше, чем прочитать, подумать и ответить. Я поменяла метод обучения: теперь дистанционная лекция начинается с вопроса. После того, как ученик находит ответ, он получает информацию о том, почему именно такой ответ правильный. А затем можно задать уже более серьезный вопрос по этому фрагменту текста. Тексты разбиты вопросами на достаточно мелкие порции, обязательно иллюстрированные, лучше видеоматериалами. Мне кажется, что видеоматериалы дети сегодня читают лучше, чем взрослые. Каждому свое.

Второе наблюдение заключалось в том, что дети очень часто копируют из сети информацию, не читая ее вовсе или читая отрывочно. По этой причине ответы на вопрос, напечатанные в свободной форме, порой вообще невозможно прочитать. С этой проблемой справляемся разными способами: 1) на первых порах больше просим выбирать ответ из заданных, а не печатать в свободной форме; 2) ставим жесткое ограничение: ответить одним-двумя предложениями; 3) комментируем ответы, добиваясь, чтобы выражали свои мысли более внятно.

Третье наблюдение — порой потрясающая безграмотность в случаях, когда надо построить собственную фразу, от  ЖЫ — ШЫ до совершенно абсурдных оборотов речи, причем по моей статистике хуже всего следят за грамотностью при печатании текста  школьники среднего звена. Примерно 70% моих учительских комментариев уходит на исправление особо грубых ошибок. Отвечают самостоятельно с трудом еще и потому, что не умеют быстро печатать. Проблема грамотности, видимо, будет обостряться, и не только в связи с тем, что читают меньше. Читают иначе. Возможно, при чтении с экрана компьютера формируется синтетический способ восприятия текста. Педагогам знаком такой феномен: дети, сразу начинающие читать быстро, целыми словами (т.е. владеющие именно таким способом), часто пишут с большим количеством ошибок.

При этом работу на сайте дети явно предпочитают работе с учебником. Они с удовольствием ищут информацию, заполняют базы данных, а малыши (2 — 3 класс) уже научились сообщать интересные факты в форуме. Подозреваю, что в особенностях дистанционной учебы как в зеркале отражаются проблемы учебы очной. Ученики не запоминают и не пересказывают тексты, как требует традиционная система, потому что они не видят в этом смысла: зачем запоминать информацию, если она всегда под рукой в Интернете? А самостоятельно структурировать информацию их по-прежнему практически не учат. Мы с коллегами пытаемся восполнить этот пробел.

Заходите на наш дистанционный сайт центра дополнительного образования "Ровесник" http://rsa.karelia.ru/moodle, посмотрите, как работают дети. По-моему, это интересно.