Алла Нестеренко

Дети ушли сочинять басни

О важности стажировки для педагога

"ФГОС просто "съедает" нас… Хоть на неделю вырвемся из его цепких объятий", — написали учителя с моей тольяттинской площадки. Обидно. Люди, которые давно, по сути, работают по новому стандарту, и не потому, что заставили, а потому, что сами так хотят, больше всего страдают сегодня под гнетом формальной отчетности.

Образовательная программа, на качественное написание которой нет ни времени, ни сил, и поэтому приходится брать не тот учебно-методический комплект, который тебе интересен, а тот, в приложении к которому в готовом виде имеются все требуемые документы. Бесконечные запросы на диагностику — такое ощущение, что не учим, а без конца диагностируем. Горы, горы, горы бумаг…

Мои завучи и методисты три дня в Москве приходили в себя, не могли отдышаться. Завидовали коррекционщикам — им еще год до нового стандарта. А качество работы от новых веяний мало зависит — организуется проектная деятельность, растет детская самостоятельность, медленно, но все же с нарастанием осваиваются ОТСМ-ТРИЗ инструменты — база для этих процессов. Калининградцам вот дали возможность новое оборудование в школу по гранту выиграть, в других местах этого нет. Все как прежде: мы должны сделать, а они (взгляд вверх) — с нас спросить. А больше они нам ничего не должна. Ну их, не будем настроение себе портить, вернемся к стажировке.

{hsimage} Стажировку на площадках придумала не я. Возникла она в дошкольных учреждениях  Татьяны Сидорчук (Ульяновск), моей коллеги по проекту "Джонатан Ливингстон". У Татьяны сегодня более 30 экспериментальных площадок, надо же как-то учить и растить педагогов. Вот для этого — стажировка. участники экспериментальных площадок по ОТСМ-ТРИЗ педагогике из разных городов съезжаются в одно учреждение, смотрят и обсуждают открытые занятия. Параллельно идет учеба. Иногда (раз — два в год) после стажировки проходит научно-практическая конференция, где педагоги делятся опытом.

У нас, школьников, все скромнее. Площадок всего шесть, появились они лет на десять позднее. Поэтому стажировку мы проводим раз в году. Два прошлых года в Тольятти, на этот раз в Москве. И стажировка не сама по себе, а в рамках ассамблеи экспериментальных площадок группы "Образовательная технология" (в школе работает система из четырех площадок).

Так сложилось — работая фактически на два города, в московской школе я появляюсь  раз в две недели обязательно, иногда чаще. На другие площадки приезжаю раз-два в год. А до Ангарска (небольшого города в Иркутской области) вообще не могу доехать, у них на это нет сейчас денег. Встречаемся, где повезет, работы шлют по Интернету. Но с Интернетом в Ангарске не очень хорошо. Продвинутый в области информационных технологий Калининград не вылезает из скайпа — там у меня и учителя, и завучи, и даже дети. Тольяттинцы все вопросы решают по электронной почте. Они самые опытные "экспериментаторы" — несколько лет подряд я ездила к ним по три раза в год. А до этого еще были курсы.

{hsimage} Конечно, стажировка в Москве — это событие. И гости готовиться к нему начали раньше, чем хозяева. Московская площадка  работает осторожно, инициативу там проявляю я. Учителя ее (инициативу) иногда благосклонно разделяют. А иногда не разделяют, и ничего тут не поделашь, менталитет. По крайней мере я не нашла другого решения по развитию площадки, кроме как устроить в Москве стажировку. Москвичи согласились. Пару месяцев назад, конечно, впали в панику ("Что мы будем показывать?! Они лучше нас все это умеют! Мы не готовы!"), но было уже поздно.

{hsimage} В марте на нас свалились сразу две беды. В начале месяца неожиданно умер директор московской школы Марк Романович Бубман. Он эту школу построил, руководил ею 21 год, для коллектива это страшная потеря, школа и сейчас выглядит порой, как ребенок, оставшийся без родителя. А в конце марта ушел из жизни наш тризовский руководитель Николай Хоменко. Оправиться мы не успели. Может, поэтому на стажировку ко мне съехались все, кто мог помочь: руководитель детсадовских площадок Татьяна Сидорчук из Ульяновска, логопед из Череповца Инна Крохина, под чьим руководством полгорода работает по нашей технологии, методист по математике Галина Белова, мой соавтор по методическому комплекту "Мастерская знаний". Таня провела учебу и большой кусок конференции взяла на себя, Инна привезла тонну практических наработок (на площадках в садах сегодня дети многое умеют делать лучше, чем в начальной школе), Галя вместе со мной приехала пораньше — отстраивала учителям открытые уроки, провела два мастер-класса по математике, вызвав благодарное восхищение моих учительниц, а потом помогала с текучкой, свалившейся на нас в последние дни (школа тоже помогала, но там сейчас масса своих забот).

{hsimage} Три дня смотрели открытые уроки. Показали поисковую работу на русском языке, конструирование задач на математике, работу над проектом "Древние города" по окружающему миру, погружение в мир Паустовского (литература) и даже решение изобретательских задач на уроках ТРИЗ и информатики. А поскольку стажировка была внутри ассамблеи экспериментальных площадок группы "Образовательная технология" под руководством профессора В.В. Гузеева, учителя смогли посмотреть уроки и прослушать лекции по ТОГИС, когнитивной технологии, методам интеллект-карт и карт-понятий, мастер-класс по театральным играм.

{hsimage} В последние два дня провели конференцию. Для меня это, пожалуй, самое интересное. Что для учителей наших сегодня важно, что научились делать дети, какие они видят проблемы и что с проблемами делают, чем сами довольны, во что верят, во что не верят. На самом деле, ценности учителя — главное, что определяет его сегодняшнюю работу и завтрашние перспективы. Одну и ту же поисковую работу можно рассказать по-разному, и сразу поймешь, что и сделана она по-разному. Один выйдет и скажет: "Сперва мы собрали вот  такую копилку, потом вывели такую вот модель, потом так ее использовали…" — и остается ощущение, что учителю неважно, кто на самом деле в работу вкладывался — дети или он сам с родителями. А вот другой вариант: "Мы собрали копилку басен и сделали паспорт. Дети сказали, что теперь им понятно, как устроена басня, и они, наверное, смогут ее сочинить… Прошло несколько дней, они ходят задумчивые. Я у них спрашиваю:

— Ну как, получается?

— Нет, — говорят, — чего-то не хватает.

Потом еще подумали:

— У нас не получается придумать мораль. Тогда мы собрали копилку моралей и стали изучать, как они устроены. После этого дети снова ушли сочинять басни…

— Мы столкнулись с проблемой и стали планировать, как будем ее решать,- такие высказывания, к моей радости, звучат все чаще.

А еще возник хороший разговор о методической работе. Кто к нам приходит за помощью? Люди, которые хотят реально изменить свой педагогический процесс или те, для кого ТРИЗ — красивая (а в некоторых городах и модная) примочка к обычному уроку. Первых всегда меньше, чем вторых. С кем работать? Как изменить позицию учителя? Вообще проблем насобирали мы довольно много, и это хорошо. Один из важных признаков педагога-тризовца — он должен быть "проблемщиком", то есть должен уметь сам анализировать педагогические ситуации и учебный материал с помощью ОТСМ-ТРИЗ инструментов. Кто умеет или хотя бы пытается, тот, можно сказать, наш человек.

{hsimage} На стажировку в Москву "наших людей" съехалось довольно много. Стажировка — не праздник, это тяжелая работа. Но радость от того, что мы вместе, что нам друг с другом интересно — обязательное следствие таких событий. И еще приходит понимание простой истины, которую на мастер-классе по театральным технологиям доходчиво, через мышцы, объяснял нам координатор московской площадки Вадим Злотников:

— Чтобы получить что-то, надо вложиться самому. Говорить — недостаточно, да и не так важно. Важно делать.

Я смотрю на своих учителей и наглядно вижу: кто сильно вкладывается, много и получает.

Татьяна Сидорчуч и Инна Крохина уехали в Череповец — проводить стажировку на базе детского сада. У них там более ста человек собирается (против наших-то двадцати пяти). И я буду звонить вечерами, ночью держать за них кулаки, а потом, если потребуется, работать и работать с их материалами. Стажировка — это важно.

 

Работы педагогов экспериментальных площадок можно прочитать на сайтах "Джонатан Ливингстон": http://jlproj.org/new/index_.php?lang=ru&_url=exper и http://jlproj.ru/index/ehksperimentalnye_ploshhadki/0-28