В тамбуре поезда меня застал звонок Оли Масс – около 30 лет назад я работала в вычислительном центре в ее отделе. «В пятницу юбилей. Центру 50. Наталья Сократовна просила, чтобы все были». Как хорошо, что я вернулась из командировки!
Я не люблю массовые мероприятия. Но юбилеи Центра (Регионального Центра новых информационных технологий Петрозаводского университета) исключение. Там весело, тепло и хочется видеть всех, начиная с Натальи Сократовны Рузановой, моего первого начальника и учителя. Я с трудом посещаю места прежней работы, но Центр — исключение. За его строгой железной дверью мне всегда уютно.
Люди по-разному вспоминают студенческие годы. Шумные компании, походы, песни под гитару, неожиданные романы… Всё понемножку было. Главное студенческое воспоминание — Центр. Выход на машины в ночь. Огромные ящики на плечах инженеров — это несут память для компьютера ЕС-220. Зажеванные устройством ввода перфоленты… умение их склеить и восполнить недостающие дырочки ценилось особо. Массивные колоды перфокарт, которые мы набивали на специальном аппарате. Их тоже желательно было уметь читать по дырочкам — колода редко проходила в устройстве ввода с первого раза, а если карта сминалась, ее нужно было прочитать и заменить. И предмет особой гордости — способность перезагрузить систему. Машина задавала вопросы, самостоятельно печатая их на устройстве вывода — самопечатающей машинке. Нужно было отвечать по-английски. Вопросов было много. Зависала система нередко, от любого скачка напряжения, иногда по нескольку раз в ночь. А смена дисков, которые весили килограммов по пять и хранили «целых» 7,25 мегабайт информации! А заправка магнитных лент — тоже особое искусство — зажеванную магнитную ленту восстановить еще трудней, чем бумажную. Каждый день приносил новые умения, высоко поднимавшие нас в собственных глазах. И главная, ни с чем не сравнимая радость — наблюдать, как ожила и заработала твоя программа. Потом, на уроках и в кружках по программированию, я много раз переживала это снова со своими учениками.
Как педагог я знаю: хорошее образование — это когда научился тому, чему учили. Очень хорошее — когда научился гораздо большему. На физмате меня учили математике, и, видимо, научили. Практически сменив профессию, я всегда знала, что в любой момент быстро восстановлю в памяти, казалось бы, прочно забытые методы вычисления логарифмов, интегралов, пределов… В Центре я училась программировать — заодно научилась жить и работать.
Помню, на первом курсе я пришла к начальству с жалобой на компьютер «Одра-1204», который явно глючил, не желая выполнять мою программу. Через минуту в программе нашлась ошибка, а мне доходчиво объяснили, что глючит не компьютер, а программист. С тех пор я ни себе, ни своим ученикам никогда не позволяла искать в ком-то или в чем-то постороннем причину собственных ошибок.
Потом мы всей группой стали жаловаться на нехватку машинного времени для реализации наших больших планов (машинное время действительно было тогда дефицитом). Нам предложили выйти в ночь. И с тех пор сонные инженеры, всегда загруженные работой (техника менялась быстро) регулярно пасли по ночам нашу шумную и неумелую компанию, которая, впрочем, быстро училась — условия-то были почти идеальные. А я навсегда запомнила, что время для дела можно найти — было бы желание.
На третьем курсе я решила вылечиться от личных проблем (просто забыться) и отправилась в Центр просить какую-нибудь черную работу (этот способ «лечения» почему-то казался мне самым подходящим). Меня оформили инженером и поручили писать настоящую программу для медиков. Программа была написана, она решала настоящую медицинскую задачу и рисовала настоящие графики, радуя и заказчика, и автора. С тех пор я знаю, что работой не заменяют жизнь. Работа — такая же часть жизни, как и многое другое, в ней так же много неожиданностей и приключений, проблем и решений.
На четвертом курсе я как-то простояла час перед кабинетом Натальи Сократовны, потому что стеснялась войти без стука, а мой мышиный стук услышать было попросту невозможно. Меня обругали как никогда раньше. И с тех пор я абсолютно спокойно открываю двери любых кабинетов.
Забавно — я не помню ни одного конфликта. Они, конечно, были, но вот стерлись из памяти напрочь. И с бывшими сотрудниками встречаюсь легко, будто расстались вчера. Только при встрече с Яковом Ефимовичем Штивельманом, нанешним начальником отдела программирования, по привычке вздрагиваю — вот его мы реально боялись, он так много знал и так предан своей работе…
Я никогда не жалею, что сменила профессию. Люблю учить и свое нынешнее главное дело — ОТСМ-ТРИЗ педагогику — ни на что не променяю. Но как мне повезло, что начинала с Центра! Как-то давно, в анкете, посвященной другому юбилею, я написала, что за свою бурную жизнь сменила много начальников, а образ Натальи Сократовны все светлел и светлел. Надо сказать, сегодня подписаться под этими словами было бы еще проще.
Центр теперь совсем другой: у него иной, более высокий статус, иные техника и программы, новые направления работы, каких и не могло быть тридцать лет назад, много новых людей. И сегодняшний день Центра, и его история, хорошо представлены на сайте http://rcnit.karelia.ru/ Стоит просто зайти и почитать.
На юбилей Центр собирает сотрудников разных лет, всех, кого здесь помнят, кто до сих пор считает это место своим. С днем рождения, Центр!