Ирина Савкина

Путешествие в Швейцарию и немного Австрии

В этом году мы решили съездить в Щвейцарию, а оттуда в австрийские Альпы, там осесть на недельку и отдохнуть.

Швейцария оказалась даже красивее представлений о ней и даже дороже слухов об ее дороговизне. Мы летели почти на халяву (евро за 30) до Франкфурта-Хана, зато потом пилили на автомобили через пол-Германии (и обратно пришлось делать такой же финт ушами). Не знаю, выиграли ли в результате что-то.
В первый день остановились на ночевку в Оффенбурге (не доезжая до Фрайбурга) — чуднейшая немецкая провинция, которая уже пахла спелым летом, и девочка на рецепшейн, услышав, что говорим по-русски, оставили попытки изображать английские звуки и радостно заговорила на родном (она была из Казахстана).

Утром муж, не зная с какого дуру, стал рассматривать бумаги на прокатный автомобиль, и оказалось, что машина предоставлена не Алексею С. на 2 недели, а некоему, допустим, Пекке Малиннину на одни сутки. Милый мальчик из Еврокара дал нам машину и бумаги двух финских парней, которые брали машину одновременно с нами, а им — соответственно — нашу. Когда мы дозвонились до конторы, они сказали, что ничего, мол страшного, ездите себе спокойно на этой машине, мы в компьютере ошибочку исправим. И только после наших опасливых вопросов, а что будет, если нас остановит полиция, а мы ей покажем бумажку для Пекки, они сказали, что, ну ладно, они сейчас в гостиницу пришлют факс с новой бумагой. Никакая полиция нас, конечно, не останавливала, да и вообще мы ни одного полицейского, кажется, не увидели. Но это, кажется, был единственный «экшен» за все время дороги, потом мы только наслаждались.

Сначала Базелем и Люцерном, где (и там и там) — совершенно изумительный Пауль Клее, ну и испугавший Достоевского мертвый Христос Гольбейна, конечно. Люцерн к тому же предлагает на выбор весь набор прелестей жизни: старинный центр с двумя потрясающими деревянными мостами, где сверху в треугольничках живописные сюжеты: сценки из жизни, в каждой из которых участвует на равных скелетик-смерть. Пока идешь из конца в конец, утратишь надежду навсегда — а тут и мост кончился — и снова смерти нет! Мосты эти через бурную и чистейшую речку, которая вытекает из прекрасного мореподобного по синеве озера с яхтами, пароходиками, стадами тучных рыб и стаями таких же тучных лебедей. Кроме того тут же присутствуют горы, райские кущи цветов, платановые променады, пивоварни и музеи, Словом, мы решили, что вот тут бы и жить (правда, если нашу квартирку тамперскую продать, то даже и конуры для собачки в Люцерне не купишь).

Ночь между Базелем и Люцерном мы ночевали во Франции, в приграничье (вокруг были поля и долы и остатки линии Мажино) в гостинице, заказанной заранее и с трудом найденной (с помощью французского шофера, который руками, ногами и стрелками на бумаге объяснил, куда ехать). Знал же он эту гостиницу, потому что при ней был, видать, знаменитый на всю округу (и не зря) ресторан, где муж ел лягушек и улиток, а осторожная я  — божественно вкусную рыбу.

Наша суета с гостиницами была незряшной, потому что те две ночи, которые нам все же пришлось переночевать в Швейцарии, стоили нам соответственно скромнейший номер на двоих 130 евро и обычный номер на двоих 210 евро. Первый раз заехали в деревню по-над озером божественной красоты, где дома похожи на те, что у нас в Архангельской губернии — огромные, на всю родову плюс скотина. И такого же темного дерева. Вот если бы у нас 200 лет не было войн и революций, может, и я бы сейчас жила в такой архангельско-швейцарской добротной красоте. Рядом там была другая деревня, откуда вагончик возил в гору посмотреть на водопад, где по версии Конан Дойля доктор Мориарти пытался убить беднягу Холмса. Ясно, что Конан Дойль вряд ли взбирался наверх — потому что водопад впечатляет, но сбросить в него человека нелегко, а, если это удастся, то никакому хитроумному Шерлоку не выжить.

По-над водопадом был отельчик, ресторанчик, альпийские луга и роскошные куры, для которых был построен собственный «детский домик» — не курятник, а поместье в миниатюре. В деревухе же есть памятник Шерлоку Х, музей Шерлока Х, гостиница «Шерлок Х.» и ресторан его же имени.   Пока мы суетились у водопада, наладилась погода (в божественном Люцерне мы гуляли под проливным и холодным дождем) и, когда мы двинулись на юг, на границу с Италией, уже вовсю солнце грело. Но до юга еще надо было доехать через горный перевал- — сначала забраться вверх — и ехать сквозь снега и кавалькады чернокожих (имею в виду одежду) байкеров, наблюдая через окно картинки из фильма «Вертикаль», а потом спукаться в мрачные расщелины кантона Ури. Там действительно  как-то сурово и мрачно, недаром главбес Ставрогин туда гражданином приписался. Ну а потом уж начались практически итальянские прелести.

В городе Белинзона кроме фантастически дорогой гостиницы, у которой к тому же не было своей парковки и надо было каждый час бегать подкармливать парковочный автомат — до 19 вечера, а потом с 7 утра, — были три средневековых крепости, и в одной из них играли свадьбу, на которую, когда бдительность охранников притупилась, мы забрели и видели, как жениху-невесте под бравурную музыку вручили по одинаковому автомобилю. Мы-то скромно посидели в сторонке, а какие-то такие же «левые» молодые немцы еще и шампанское с закуской на фуршетном столе прихватили.
Свадьба, надо сказать, была вяловата — ни тамадей (тамадов?), ни пьяного дяди из Ростова, спящего мордой в оливье, ни сладострастного счета, фиксирующего длительность поцелуйного марафона. Даже смотреть было не очень интересно. А кроме крепости, гор и свадьбы больше-то в городке и полюбоваться было нечем. Утром мы отъехали сразу «с ранья,» потому что надоело кормить прожорливый автомат на парковке, потому по Лугано гуляли в субботу утром ,почти в одиночестве сначала.
В Лугано озеро смотрится морем, прекрасный парк, где цветут всех цветов маки и масса пафосных магазинов «от того»-этого» дизайнера. Вещи в витринах действительно красивые, на цены я даже и не смотрела. Да и большинство людей прогуливалось по арочным галереям как по музейным залам, хотя кое-кто из публики и был сам одет «в экспонаты».
Так как по магазинам мы в поездках обычно не ходим, а по этим и ходить было бесполезно, то мы пораньше отправились в тоже забронированную заранее гостиницу  — на этот раз в Италии (в 10 км от щвейцарской границы). Но эти 10 км. казались полным экстримом, потому что ехать надо было по узким дорогам, идущим вверх практически отвесно. Все время казалось, что машина сейчас по законам физики поедет назад. Пока муж-шофер совершал чудеса водительского героизма, а я сидела прижмуря глаза, рядом (как-то не задевая нас боками) просвитывали местные люди, в том числе старички и старушки ,  как будто они ехали по широкому и прямому немецкому автобану). Но совершение автомобильных петель Нестерова увенчалось наградой — гостиница оказалась небольшим каменным домом в раю.
С балкона открывался немыслимый горный простор, птицы пели безумно, все благоухало, папа-мама-и взрослая дочь — хозяева гостиницы встречали, поили,кормили нас как родных И все было необыкновенно дешево. В полном соответствии с отзывами других гостей об этом райском уголке, которые мы прочитали в Интернете. Правда, только один молодой человек отметил, что дорога была чрезвычайно трудна. Другие, в том числе семьи с детьми, об этом не упоминали. Недоумение разрешилось, когда хозяйка, в ответ на наши воспоминания о крутом маршруте, сказала, что обычно-то едут по другой дороге, со стороны озера Комо. И действительно, когда назавтра и мы поехали как все нормальные люди,дорога была тоже вполне себе нормальной горной дорогой.
Ехать вдоль озера Комо было очень живлописно, но очень медленно, потому что дорога почти все время идет сквозь деревни и курортные местечки. Было очень жарко, очень красиво — и ни одна душа в этом чудесном, изнывающем на южном солнце озере Комо не купалась. Это была великая тайна озера Комо. До границы со Щвейцарией мы все тащились со скоростью 50 км сквозь довольно бедные и не очень чистые городки и поселки, зато в Щвейцарии, поднявшись на очередной горный перевал, очутились в краю отдыха денежных пенсионеров. До Давоса не доехали, через на редкость уродливый Сант-Мориц (ну такой мини-Манхеттен в горах) проезжали. На высокогорье просторная равнина с холодными горными озерами . Воздух да, что есть, то есть — припомнился смутно читанный в юности роман Томаса Манна «Волшебная гора» — там был санаторий типа тех замкообразных отелей, которые мы проезжали. Лежали там на террасах туберкулезные больные и пытались излечиться горным воздухом (так мне помнится сквозь тьму годов томасманновский роман).
Зато когда выбрались из этой швейцарской Рублевки, было нам счастье — заехали в деревушку Гуарда, где каждый дом разукрашен, но не так пышно-барочно, как в австрийских или баварских Альпах, а очень нежно, пастельно. И со всех сторон — горы и альпийские луга, где ромашки, одуванчики, васильки, люпины, маргаритки, часики, еще какие-то желтые и синие цветочки. Все это струится под ветром и благоухает. И небо высоко и одновременно вокруг тебя, потому что некоторые облака лежат внизу, далеко под ногами. Так хотелось тут и заночевать — и гостиницы были, но мы даже прицениваться не стали, поехали ночевать в Австрию.
В Австрии жили неделю тоже в райском месте, семейном пансионе с очень дружелюбными хозяевами, вкуснейшей едой, финской сауной (!!!) и горами вокруг, где цвело все: сирень, ландыши, ромашки, люпины, одуванчики и еще десятки знаемых и незнаемых цветов. Я ходила по горно-лесным дорогам часами, таскала за собой мужа, которому на третий день к вечеру от такой непредвиденно спортивной жизни стало реально худо, так что я даже струхнула и больше ему не мешала пить пиво и смотреть футбол (что очень положительно сказалось на его самочувствии). Ездили на полдня в близлежащий Инсбрук, видели там свадьбу в нац. костюмах, а в остальном — купались в горном озере, гуляли да вино по вечерам пили, глядя, как на холмы Тироля ложится ночная мгла. В пансионе была маленькая библиотечка, где странным образом завалялся том Стендаля  («Красное и черное») по-русски. Каким-то примитивно-занудным показался весь этот хваленый (и не перечитанный со студлет) французский психологизм. Но очень подходящее чтение было для нашей «подробной» отпускной жизни. Ну а обратно пилили опять через пол-Германии с остановкой в бездарнейшем и скучнейшем Карлсруэ и гордом городе нибелунгов Вормсе. Вот и все, что было.