Как сказал маэстро Спиваков, оба великих мастера – Рахманинов и Чаплин – несли в мир одни и те же идеи: любовь, милосердие, умение слышать друг друга.
Говорят, Бог троицу любит. В очередной раз это подтвердилось моей историей с ММДМ – Московским международным Домом музыки. Уж как стремилась попасть в это красивейшее здание-дворец, сотворенный Зурабом Церетели из стекла и воздушного серо-серебристого металла! Два раза бывала , в соседнем отеле на конференциях, поднималась по лестнице, ведущей вверх к зданию, афиши читала, в кассы заходила, а вовнутрь попасть не получалось.
На третий раз всё сошлось: и неожиданный маленький отпуск, и открытие сезона в ММДМ, и помощь родных в приобретении билета, потому как желающих попасть на это событие в Москве оказалось очень много, несмотря на весьма ощутимую по провинциальным меркам стоимость билетов.
В общем, сама программа концерта оказалась для меня на втором плане. Посчитала, что главное – попасть в этот храм музыки, а звездный состав исполнителей во главе с Владимиром Спиваковым не может не понравиться.
Тем не менее программа открытия XIV концертного сезона в ММДМ, на первый взгляд, оказалась довольно неожиданной.
В первом отделении был заявлен Концерт №2 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова, солист – 26-летний французский пианист Люка Дебарг. А вот во втором отделении зрителям предлагалось… кино, причем, немое – кинохит 1921 года фильм Чарли Чаплина «Малыш» под музыку, написанную самим Чаплином.
Но обо всём по порядку.
Театр начинается с вешалки, а Московский международный Дом музыки с прекрасно оформленного фойе, бесшумных эскалаторов, приветливого персонала и интересной публики – не пафосной, не разряженной, но в большинстве своем элегантной, корректной и улыбчивой. И еще с фотовыставки «На орбите Владимира Спивакова» творческого тандема фотохудожников Павла Ваана и Леонида Семенюка. Прекрасные выразительные лица Дмитрия Хворостовского, Венеры Гимадиевой, Хиблы Герзмавы и других звезд, расположенные на высоте зала по кругу, встречали публику.
К теме портретов в Доме музыки еще вернусь, а пока четыре пролета на эскалаторе, прекрасные виды Москвы по пути сквозь стеклянные стены, и я в уютном кресле в ожидании праздника.
Сам зал устроен гармонично, с отличной акустикой, создающей впечатление одинакового восприятия музыки как в партере, так и этажом выше.
Со знаменитым вторым концертом Рахманинова я, как и многие далекие от музыки в советское время люди, впервые встретилась в фильме «Весна на Заречной улице». Помните сцену, когда учительница Татьяна Сергеевна, враз оставив все дела, прильнула к радио, по которому транслировали концерт? Величайший шедевр мировой фортепианной музыки появился на свет при весьма непростых обстоятельствах. Тремя годами раньше Сергей Рахманинов потерпев сокрушительное фиаско на премьере своей Первой симфонии, впал в глубокую затяжную апатию. Измученные родственники обратились к знаменитому психотерапевту Николаю Далю, который вернул ему веру в себя и буквально вдохновил на создание концерта.
Сказать, что исполнение этого великого произведения было прекрасным – значит ничего не сказать по сравнению с тем ощущением полного отрешения от обыденной жизни, что осталась за порогом Дома музыки. Я долго искала слово, чтобы передать состояние парения и абсолютного счастья, и нашла – Божественно. Видимо, соединение гениального и мистического произведения и лучшей оркестровой элиты породило нечто абсолютное в своей красоте и великолепное. Если честно, я не помню, как пролетело первое отделение из трех частей.
Солировал и дебютировал с этим оркестром молодой французский пианист Люка Дебарг. В 2015 году Люка стал сенсацией Международного конкурса имени П.И. Чайковского и своей уникальной манерой исполнения произвел огромное впечатление не только на меломанов, но и на критиков. Что интересно, как и Сергей Рахманинов, Люка Дебарг незадолго до триумфа на конкурсе Чайковского тоже потерпел поражение в одном из выступлений. Магия божественных совпадений и параллелей сопровождала весь концерт. Послушать Дебарга сбежались даже технические сотрудники Дома музыки.
…Последние аккорды, зал одновременно выдохнул и загремел восторженной овацией. На бис Люка Дебарг исполнил Сентиментальный вальс Чайковского. Критики отмечают поразительное качество этого пианиста исполнять не результат, а словно рождать во время исполнения саму музыкальную материю, изменчивую, не закостенелую в исполнительском каноне. Я не являюсь ярым поклонником фортепианной музыки, но чувственность и магия исполнения молодого француза впечатлили.
И снова о божественном, теперь уже во втором отделении, которое потом назвали раем для кинолюбителей. Один из самых личных фильмов Чарли Чаплина «Малыш» впервые в России показали с живым звуком. Фильм, конечно же, создавался немым. Мелодию к нему Чарли Чаплин писал позже, а оркестровки создали еще позже голливудские мастера.
Впечатление от просмотра – полный восторг! Не думала, что смотреть немой фильм будет так интересно. Чаплин создавал свой фильм в непростой период своей жизни. Потеряв собственного ребенка вскорости после его рождения, он решил снять фильм, в котором знаменитый его Бродяжка становится приемным отцом брошенного матерью малыша. Фильм трогательный, душевный, по-настоящему смешной и, я бы сказала, великий. Время отсеивает всё напускное, оставляя настоящее искусство. И где те фильмы, что считались шедеврами пару десятков лет назад? А «Малыш» Чарли Чаплина снова ожил на большом экране Московского Дома музыки, и один из самых знаменитых музыкальных коллективов современности за честь почитает аккомпанировать фильму, находясь внизу, на сцене в полумраке, в тени великого Чаплина.
Ощущение божественного провидения снова всплыло, когда узнала, что, оказывается, Рахманинов и Чаплин здесь, в зале Дома музыки, встретились не в первый раз. Они были знакомы и в жизни. Чарли Чаплин вспоминает один из совместных с Сергеем Рахманиновым обедов, где зашел разговор о том, что искусство – часть религии. Чаплин сознался, что он неверующий. Рахманинов воскликнул: «Как это может быть! Ваше искусство и без религии!». Чаплин ответил, что вера в том, что искусство – это эмоция. На что Рахманинов заметил ему, что религия – это тоже эмоция человеческая.
Как сказал Владимир Спиваков, оба великих мастера несли в мир одни и те же идеи, которые составляют суть любой религии: любовь, милосердие, умение слышать друг друга.
…Концерт закончился. Уходить не хотелось. Я еще погуляла по Дому музыки. Обратила внимание на интересную галерею портретов художника Д. Жилинского «Композиторам ХХ века посвящается»: Шнитке, Рахманинов, Свиридов – все образы светлые, как на иконах.
И опять – Божественная магия высокого искусства.
Фото автора