Главное, Культурный променад с Зоей Арнаутовой

На орбите Владимира Спивакова

Открытие сезона в Московском международном доме музыки. Фото Зои Арнаутовой

Как сказал маэстро Спиваков, оба великих мастера – Рахманинов и Чаплин – несли в мир одни и те же идеи: любовь, милосердие, умение слышать друг друга.

Говорят, Бог троицу любит. В очередной раз это подтвердилось моей историей с ММДМ – Московским международным Домом музыки. Уж как стремилась попасть  в это красивейшее здание-дворец, сотворенный  Зурабом  Церетели из стекла и воздушного серо-серебристого металла!  Два раза бывала , в соседнем отеле на конференциях, поднималась по лестнице, ведущей вверх к зданию, афиши читала, в кассы заходила, а вовнутрь попасть не получалось.

На третий раз всё сошлось: и неожиданный маленький отпуск, и открытие сезона в ММДМ, и помощь  родных  в приобретении билета, потому как желающих попасть на это событие в Москве оказалось очень много, несмотря на весьма ощутимую по провинциальным меркам стоимость билетов.

 

В Московском международном доме музыки
В Московском международном доме музыки

В общем, сама программа концерта оказалась для меня  на втором плане. Посчитала, что главное – попасть в этот храм музыки, а звездный  состав исполнителей  во главе с Владимиром Спиваковым не может не понравиться.

Тем не менее программа открытия XIV концертного сезона в ММДМ, на первый взгляд, оказалась довольно неожиданной.

В первом отделении был заявлен Концерт №2 для фортепиано с оркестром Сергея  Рахманинова в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова, солист –  26-летний  французский пианист Люка Дебарг. А вот во втором отделении зрителям предлагалось…  кино, причем, немое – кинохит 1921 года фильм Чарли Чаплина «Малыш» под музыку, написанную самим Чаплином.

Но обо всём по порядку.

Театр начинается с вешалки, а Московский международный Дом музыки с прекрасно оформленного фойе, бесшумных эскалаторов, приветливого персонала и интересной публики – не пафосной, не разряженной, но в большинстве своем элегантной, корректной и улыбчивой. И еще с фотовыставки «На орбите Владимира Спивакова» творческого тандема фотохудожников Павла Ваана и Леонида Семенюка. Прекрасные выразительные лица Дмитрия Хворостовского, Венеры Гимадиевой, Хиблы Герзмавы и других звезд, расположенные на высоте зала по кругу, встречали публику.

Фото Зои Арнаутовой

К теме портретов в Доме музыки еще вернусь, а пока четыре пролета на эскалаторе, прекрасные виды Москвы по пути сквозь стеклянные стены, и я в уютном кресле в ожидании праздника.

Сам зал устроен гармонично, с отличной акустикой, создающей впечатление одинакового восприятия  музыки как в партере, так и этажом выше.

Со знаменитым  вторым концертом  Рахманинова я, как и многие далекие от музыки в советское время люди,  впервые  встретилась в фильме «Весна на Заречной улице». Помните сцену,  когда  учительница Татьяна Сергеевна, враз оставив  все дела, прильнула к радио, по которому транслировали концерт?  Величайший шедевр мировой фортепианной музыки появился на свет при весьма непростых обстоятельствах. Тремя годами раньше Сергей Рахманинов потерпев сокрушительное фиаско на премьере  своей Первой симфонии, впал в глубокую затяжную  апатию. Измученные родственники обратились к знаменитому психотерапевту Николаю Далю, который вернул ему веру в себя и буквально вдохновил на создание концерта.

Сказать, что исполнение  этого великого произведения было прекрасным – значит ничего не сказать по сравнению с тем  ощущением полного отрешения от  обыденной жизни, что осталась за порогом Дома музыки. Я долго искала слово, чтобы передать  состояние парения и абсолютного счастья, и нашла – Божественно. Видимо, соединение  гениального и мистического произведения  и лучшей оркестровой элиты породило нечто абсолютное в своей красоте и великолепное. Если честно, я не помню, как пролетело первое отделение из трех частей.

Солировал и дебютировал с этим оркестром молодой французский пианист Люка Дебарг. В 2015 году  Люка стал сенсацией Международного конкурса имени П.И. Чайковского и своей уникальной манерой исполнения произвел огромное впечатление не только на меломанов, но и на критиков. Что интересно, как и Сергей Рахманинов, Люка Дебарг незадолго до триумфа на конкурсе Чайковского тоже потерпел поражение в одном из выступлений.  Магия божественных совпадений и параллелей сопровождала весь концерт.  Послушать Дебарга сбежались даже технические сотрудники  Дома музыки.

…Последние аккорды, зал одновременно выдохнул и загремел восторженной овацией. На бис Люка  Дебарг исполнил Сентиментальный  вальс Чайковского.  Критики отмечают поразительное качество этого пианиста исполнять не результат, а словно рождать во время исполнения саму музыкальную материю, изменчивую, не закостенелую в исполнительском каноне. Я  не являюсь ярым поклонником фортепианной музыки, но чувственность и магия исполнения молодого француза впечатлили.

Владимир Спиваков и Люка Дебарг
Владимир Спиваков и Люка Дебарг

И снова о божественном, теперь уже во втором отделении, которое потом назвали раем для кинолюбителей. Один из самых личных фильмов Чарли Чаплина  «Малыш» впервые в России показали с живым звуком. Фильм, конечно же,  создавался немым. Мелодию к нему Чарли Чаплин писал позже, а оркестровки создали еще позже голливудские мастера.

Впечатление от просмотра – полный восторг! Не думала, что смотреть немой фильм будет так  интересно. Чаплин создавал свой фильм в непростой период своей жизни. Потеряв собственного ребенка вскорости после его рождения, он решил снять фильм, в котором знаменитый его Бродяжка становится приемным отцом брошенного матерью малыша. Фильм трогательный, душевный, по-настоящему смешной и, я бы сказала, великий.  Время отсеивает всё напускное, оставляя настоящее искусство. И где те фильмы, что считались шедеврами  пару десятков лет назад? А «Малыш» Чарли Чаплина снова ожил на большом экране Московского Дома музыки, и один из самых знаменитых музыкальных коллективов современности  за честь почитает  аккомпанировать фильму, находясь внизу, на сцене в полумраке, в тени великого  Чаплина.

Ощущение божественного провидения  снова всплыло, когда узнала, что, оказывается, Рахманинов и Чаплин здесь, в зале  Дома музыки, встретились не в первый раз. Они были знакомы и в жизни. Чарли Чаплин вспоминает один из совместных с Сергеем Рахманиновым обедов, где зашел разговор о том, что искусство – часть религии. Чаплин сознался, что он неверующий. Рахманинов воскликнул: «Как это может быть! Ваше искусство и без религии!». Чаплин ответил, что вера в том, что искусство – это эмоция. На что Рахманинов заметил ему, что религия – это тоже эмоция  человеческая.

Как  сказал Владимир Спиваков, оба великих мастера несли в мир одни и те же идеи, которые составляют суть любой религии: любовь, милосердие, умение слышать друг друга.

 

Д. Жилинский. Портрет Рахманинова
Д. Жилинский. Портрет Рахманинова

…Концерт закончился. Уходить не хотелось. Я еще погуляла по Дому музыки. Обратила внимание на интересную галерею портретов художника Д. Жилинского «Композиторам ХХ века посвящается»: Шнитке, Рахманинов, Свиридов – все образы светлые, как на иконах.

И опять – Божественная магия высокого искусства.

Зоя Арнаутова у Московского международного дома музыки
Зоя Арнаутова у Московского международного дома музыки

Фото автора

  • Владимир Лененко

    Ой, я не сразу сообразил, все наоборот — оттуда же кино не видно. Тогда понятно…

    • Арнаутова Зоя

      Владимир, спасибо! Не ожидала такого пристального интереса к моему променаду:) Свободные места, что Вы заметили ( а я на фоне полного партера, амфитеатра и балкона- не заметила) , может быть из-за стоимости билета в 15 тыс.рублей?

      • Владимир Лененко

        Ну так это открытие сезона да еще и уникальная программа (хотя смотря для кого) + Спиваков. Но обычно там цены все-таки меньше, хотя и не маленькие. И раскупаются практически полностью и заранее…

  • Владимир Лененко

    Да, еще — я подтверждаю, что попасть в ММДМ не просто. Видимо чистых меломанов смутило второе отделение — смотреть какое-то кино, пусть под музыку, но все же кино — это не наше, фу…

  • Владимир Лененко

    Попасть в ММДМ даже для москвича дело не простое, тем более на открытие сезона, да еще с такой уникальной программой. Даже первое отделение — это блаженство для уха, поскольку Второй фортепьянный концерт Рахманинова для меня (и, я думаю, для многих) один из самых любимых. А уж второе отделение — вообще подарок, учитывая, что я киноман (небольшое замечание для Зои, не в упрек, а просто для информации — кинолюбителями принято называть тех, кто сам снимает любительское кино. А тех, кто любит смотреть, знать и обсуждать профессиональное кино — любителями кино или киноклубниками, если они входят в такие клубы. Я сам член Федерации киноклубов России. Ну, а пользуясь больше принятыми теперь иностранными терминами, их называют киноманами). Так что это был бы рай для меня, но, к сожалению, я был в этот момент далеко от Москвы.
    Так что я по-доброму завидую Зое и, прочитав ее подробный очерк, как бы побывал в любимом мною зале. Кстати, Зоя поместила фотографию этого зала, на которой видно, как он необычно устроен. Там есть места не только впереди, но и позади сцены. Я как раз обычно люблю сидеть в той ложе, где на фото слева от портрета Чаплина сидят двое, оттуда хорошо видно не только то, что творится в оркестре, но и весь зал, реакцию публики. И странно — ложа не закрыта, раз двое сидят, да и зачем ее закрывать, а свободных мест много. Значит не все билеты были проданы и попасть было можно (судя по портрету Чаплина, это Зоино фото именно этого концерта). Так что даже немного обидно… Но сам виноват, что уехал. Что же, на свете так много интересного, что всего не посмотришь…

  • Ольга

    Зоя, огромное вам спасибо! Как будто и сама побывала с вами на концерте в златоглавой!!