Главное, Культурный променад с Зоей Арнаутовой

О бедном супруге замолвите слово

Кадр из фильма "Любовь без правил"

Женщина должна быть счастливой в любви. И тогда многое наладится в нашей жизни и в нашем обществе. Только как вот сделать ее такой? 

О новом фильме Дмитрия Астрахана «Любовь без правил»

Уважаемый мною журналист и убежденный холостяк Александр Фукс и не менее уважаемый  режиссер  Дмитрий Астрахан недавно, сами  того не подозревая, сошлись в  диспуте на тему: зачем человеку свободному и самодостаточному узы брака? Правда, произошел этот импровизированный спор только в моей голове после просмотра нового фильма Д. Астрахана «Любовь без правил». Вообще-то общество  давно  раскололось на противников и сторонников семьи и брака. И, похоже, первые побеждают.

А если так задуматься, ну что хорошего в браке? Любовь  уходит – это доказано. Даже без пеленок, уборок, разбросанных носков и испачканной зубной пастой раковины, даже если ее лелеют опытные гурманы от любви – живут отдельно, делают друг другу приятности, дозируют  свое присутствие, продлевая взаимную страсть.  Бесполезняк.  Просыпаешься утром, а ее,  любви, и след простыл, закончилась сказка.

Или просыпаешься, а любовь рядом, но какая-то будничная, с пивным животиком или в бигуди, в  белорусской ночнушке  и с сексом по субботам после бани. Ну ладно, думает человек, хоть такая есть, все же лучше, чем одному. Эх, мне бы на свободу, где обитают исключительно прекрасные девушки, а   мужчины все вылитые тарзаны и джеймсы бонды.

Как будто все ясно в этом вопросе.  И с Александром Фуксом я полностью согласна.  И в брак вступать не желаю, особенно, упаси Боже, по любви.

А вот Дмитрий Астрахан не согласен.

Если кто не помнит этого режиссера, то фильмы «Все будет хорошо», «Ты у меня одна», «Зал ожидания» должны сразу вернуть память этим странным людям. От  этих фильмов  меня накрывает счастье, и я  плачу, как в раннем детстве, когда показалось, что мама ушла и бросила тебя насовсем, а она  возвращается  со двора (корову доила), обнимает, и все,  ужас забыт, есть только слезы счастливого облегчения.  Не думайте, что эти сравнения от излишней женской экзальтации или для того, чтобы заманить кого-то в ряды поклонников режиссера. Нет-нет, так я пытаюсь передать личное ощущение   магии  Астрахана.

Итак, рассказываю о фильме «Любовь без правил». Мужчинам  города Зареченска, включая молодого мэра, жены отказывают во взаимности и пытаются манипулировать мужьями с помощью главного своего оружия. То есть секс супруг получает  небезусловно, не по порыву души и тела, а в зависимости от своего поведения (не встретил тещу, не помыл посуду – отказ), от своей успешности в работе, от материальной состоятельности – «не первый в списке Forbs».  И вроде получается, что супруга особо от представительницы древнейшей профессии не отличается.  У одной всё за деньги,  по-честному, у другой –  притворная зачастую  любовь, как награда мужу за успехи.  Даже Бальзак называл брак узаконенной проституцией.

И у мужчин Зареченска находится свой ответ женам. На том берегу реки мэр и его родственник бизнесмен  на базе  санатория открывают «Оздоровительный центр»  со  специальным «медицинским  персоналом»  – прекрасными и сговорчивыми  девушками. Для чистоты эксперимента всех детей городка во время этой истории  Астрахан  «отправляет» на море.

И вот мужья, простые мужики, работающие в одной строительной фирме (наверное, Зареченск – это так называемый моногород  с одним предприятием на весь город, как наши Надвоицы, например), побритые, надушенные, в новых костюмах отправляются в «санаторий» поправить здоровье, а их жены в бинокли наблюдают за происходящим, и на сердце у них  творится такое, что вполне может представить каждая женщина и жена, когда узнала об измене мужа. И не только узнала – убедилась воочию.

Для переживаний есть веская причина – девушки на том берегу  мало того, что красивые и сексуальные,  они хорошо воспитаны, добры к мужчинам. Они и выслушают и утешат, и массаж сделают.  Кажется, что сбылась мечта каждого мужчины, но их реакция оказалась  неожиданной – они возвращаются к женам.  И этот момент  очень  трогательный и правдивый. Я поверила каждому мужчине, что вернулся с того берега, и счастливым слезам, закипевшим в груди женщин, и растерянному смущению их мужей.  Вот таким образом режиссер и по совместительству мудрый еврей Дмитрий Астрахан  своим фильмом говорит нам,  женщинам: «Хотите удержать мужчину  – отпустите его. Он вернется, а вы крепко любите его – главу семьи  и отца ваших детей». Это и есть  настоящие семейные ценности.

Есть в фильме интересная пожилая пара – Марфа Израилевна и Лев Абрамович. Прослышав про девушек, оказывающих интимные услуги,  Марфа Израилевна сама записала к ним своего мужа. «Я уже стара, а тебе, Лева,  это нужно от простатита, гипертонии и маразма». Лев Николаевич долго сопротивлялся, но супруга была непреклонна, и пришлось ему идти к девушке в номер.  Он долго не возвращался, и встревоженная  женщина  обнаружила его в номере… увлеченно рассказывающим юной красавице  о своей  любви к жене, о том, как он ее в первый раз увидел, влюбился на всю жизнь и до сих пор любит свою девочку, свою Марфочку. Я как-то на пляже в Израиле подслушала, как один пожилой еврей (за семьдесят) рассказывал другому про свою пожилую  супругу: «Мы сегодня моей Цилечке купили купальник с юбочкой. Так она теперь как балерина  у меня». И в голосе у него звучала  любовь. И я позавидовала им хорошей завистью.

И еще две женщины показаны в этой народной как будто комедии.  Это одинокая некрасивая секретарша лет 40. Она все ждет  свою любовь. И  на тот берег за мужчинами вплавь отправляется в надежде на удачу. Только никому она не нужна, и смотрится жалко в каблуках и вечернем платье на песчаном берегу. Таких женщин в России много, и это отдельная  печаль-проблема. Женщина должна быть счастливой в любви. И тогда многое наладится в нашей жизни и в нашем обществе. Только как вот сделать ее такой?  Демонстрации с плакатами «Требуем любви!» не помогут, и за деньги не купишь, и жалостью не возьмешь.

Не очень комедийной показана и история начальницы девушек из Оздоровительного центра, так называемой «мадам». Оказывается, главный герой, красавец Сергей в юности предал ее первую любовь и даже  не заметил. А она с горя становится одной и девушек по вызову, а потом содержательницей борделя.

И фильм как-то вдруг перестал быть «веселухой»,  несмотря на формат народной комедии. Этому стилю соответствует только что  почтальонша-«правдорубка»  на велосипеде, что кричит на манер персонажей «Свадьбы в Малиновке» на весь городок: «Бабы, не выпендривайтесь, давайте мужикам!». И,  может  быть, еще простодушные  песни, красивые пейзажи и душевный закадровый голос.

А в остальном все серьезно. Про любовь, которая живет, не гибнет, а только крепнет в  узах под названием Супружество.

  • Эль

    Мне нравится ваш разговор! Прекрасно, когда люди вежливы и умны. Спасибо!

    • Арнаутова Зоя

      Эль, ах Эль! Спасибо!

    • Владимир Лененко

      А чего нам ругаться? Главное, чтобы был заинтересованный разговор, а мнения могут быть разными. И вам спасибо за отклик!

  • Владимир Лененко

    Впервые абсолютно не согласен с любимым мною «Лицеем», а точнее, с одним из таких же, как я, комментаторов. К тому же другие заметки Зои Арнаутовой из серии «Культурный променад» мне вполне нравились, а тут не сошлось…
    О какой любви может идти речь в этом фильме, если вся его проблематика укладывается в примитивную формулу «дать — не дать». И если женщина выбирает такой способ сохранения семьи, то ни семьи, о тем более любви, давно уже нет. И мужчинам надо не просто перебираться на другой берег, а уходить и искать свое счастье заново.
    Ладно, отойдем от глобальных проблем и посмотрим на то, как фильм сделан. Сценарий абсолютно примитивен, основан на единственном драматургическом ходе, а все персонажи не индивидуальны, а сплачиваются в две безликие, противостоящие друг другу группы. Массовое возвращение абсолютно не мотивировано, просто так хочется сценаристу в благородных целях. У Астрахана и раньше были весьма плоские сценарии, но если раньше в довольно сладком фильме «Ты у меня одна» фильм вытягивали очень сильные актеры Збруев и Неелова, то здесь просто весьма средняя массовка.
    Ладно, мог бы критиковать и дальше, просто замечу, что я тоже народ и мне жаль, что народ так оглупляют…

    • Арнаутова Зоя

      Владимир, спасибо за отклик! Чувствую истинного ценителя » важнейшего из искусств». Фильмы Астрахана, на мой взгляд, так же примитивны, как, например, соль, без которой мясо — лишь белок. Они так же примитивны, как сказки, что читала нам бабушка перед сном, а мы с замиранием сердца ждали счастливого конца, потому что нам надо было знать, что счастье есть и нас любят. Астрахан — волшебник. Он показывает любовь, которая живет в нас, а мы ей не верим или привыкли к ней. Критика энциклопедического ума не для фильмов Дмитрия Астрахана.

      • Владимир Лененко

        Зоя, с опозданием прочел ваш ответ и он мне понравился — немного язвителен и весьма остроумен. Пример с солью — это находка. Тем не менее думаю, что любая критика для любого фильма (и вообще) весьма полезна, ибо и читатели «Лицея» весьма разные. Чем больше разных мнений, тем легче читателю понять, интересно это для него или нет…

        • Арнаутова Зоя

          Владимир, просто бальзам на мои новобранские комплексы! Спасибо!