Замечательно, что любой житель республики может запросто сказать: «Я вчера был в опере»!
Как-то в нулевые годы хотела показать своей маленькой дочке Большой театр. Давали «Евгения Онегина». Билетов, конечно, не было. За великие по тем временам деньги купили два билета у спекулянтов. Вечер, мы в фойе Большого в предвкушении праздника. И тут подходит администратор и строго сообщает, что с детьми на спектакль проходить нельзя. Не передать наше расстройство! И только вмешательство случайного свидетеля (видимо, важной персоны) позволило нам пройти в зрительный зал. Настроение было испорчено, а когда зазвучала трагическая увертюра к опере, ребенок совсем пал духом, пришлось после антракта уйти.
Но несмотря на это от оперы осталось впечатление мощности и красоты, а еще щемящей русской жалости ко всем героям. И еще ощущение неотвратимости чего-то ужасного, как в фильме «Меланхолия» Ларса фон Триера. В «Меланхолии» звучит Вагнер, но как бы точно подошла там увертюра Чайковского к «Онегину»! Великолепная Кристен Дантс, чем не Татьяна, что враз помертвела от холодной отповеди Онегина? Но это мои фантазии, навеянные спектаклем и воспоминаниями.
Вторая встреча с Онегиным случилась, когда мы с подругой Наташей возвращались из Михайловского в тесной маршрутке, на заднем сидении, переполненные эмоциями от встречи с Пушкинскими местами, слушали в одних наушниках на двоих «Евгения Онегина» в исполнении Иннокентия Смоктуновского: «Онегин, добрый мой приятель…»
И еще одно впечатление об «Онегине». Поэтесса Вера Полозкова на встрече с читателями после своих стихов стала читать ответ Татьяны Онегину из восьмой главы романа:
«Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?»
Это было так здорово и в то же время просто! Нашла в интернете лучших актрис, исполнительниц монолога, но так, как Вера, не читает никто.
А на днях у меня произошла еще одна встреча с «Евгением Онегиным».
Музыкальный театр Карелии впервые провел фестиваль по произведениям Петра Ильича Чайковского. Опера «Евгений Онегин» звучала в день рождения Александра Сергеевича. Замечательно, кстати, что любой житель республики может вот так запросто сказать: «Я вчера был в опере»!
Спектакль произвел впечатление настоящего праздника. Отличная постановка, прекрасный оркестр, впечатляющие декорации, стильные костюмы без малейшего налета бутафорности и «ношенности» (а это, на мой взгляд, признак уважения к зрителю – отсутствие пыльных нарядов, оторванных тесемочек или стоптанных каблуков).
Чайковский «Евгения Онегина» называл «святой книгой». Когда музыка для «Евгения Онегина» была уже написана, Чайковский не стремился поскорее увидеть свое произведение на сцене театра. Воображая, как Ленского будет петь какой-нибудь пожилой с округлившимся брюшком тенор, а Татьяну и Ольгу — немолодые грузные примадонны, он испытывал почти физическое страдание.
Несовпадение образов главных героев романа с их оперным воплощением — это практически объективная реальность, объясняемая спецификой жанра. Тем не менее в наше время артисты в опере не только хорошо поют, но и достойно играют и выглядят максимально приближенно к пушкинским персонажам. Музыкальному театру Карелии повезло еще больше — актерский состав театра в основном молодой.
Татьяна в исполнении Анастасии Авериной получилась настоящей пушкинской любимицей — лиричной, взволнованной, страстной. Самые прекрасные впечатления от рыжеволосой красавицы Ольги (Маргарита Чемдуж). Очень понравился Андрей Блаховский (князь Гремин), который сумел в одной арии показать мудрость немолодого, много пережившего человека.
Что касается Онегина (Игорь Макаров), то здесь, на мой взгляд, не получилась синхронизация хорошего оперного певца и драматического актера. Иногда, особенно в начале спектакля, хотелось воскликнуть «Ужель тот самый Онегин?». Вспомните, как Пушкин рассказывает об Онегине:
«Как он умел казаться новым,
Шутя, невинность изумлять,
Пугать отчаянием готовым,
Приятной лестью забавлять,
Ловить минуту умиленья,
Невинных лет предубежденья
Умом и страстью побеждать».
Ничего подобного в образе петрозаводского Онегина не было. Были холодность и скука, конечно, тоже свойственные Онегину, но, увы, только они.
В целом «Евгений Онегин» — очень хорошая постановка нашего Музыкального театра. Режиссер Юрий Александров написал о своем спектакле: «Петрозаводская версия «Евгения Онегина» — последовательное утверждение основного принципа моей режиссуры… режиссуры ассоциативной, требующей активного соучастия публики, ее сопереживания, эмоционального восприятия душой и сердцем».
Как зритель, сопереживая и искренне желая успехов творческому коллективу театра, я надеюсь не только услышать, но и увидеть настоящего Евгения Онегина.
Фото Музыкального театра РК