В арт-кафе «Подвалъ бродячей собаки» в Петербурге показали моноспектакль о Черубине де Габриак
У этой девочки, родившейся в конце XIX века, было ужасное детство! Болезни, эксцентричные родственники, трагическое событие — насилие взрослого мужчины, перенесенное ею в 13 лет… Все это в жизни русской поэтессы, драматурга Елизаветы Ивановны Дмитриевой.
Чтобы добиться успеха в поэзии, надо было как минимум быть внешне привлекательной. И этого ей Бог не дал. Лиля, как ее называли, была хромая, неэлегантная, что называется простушка-учительница. Поэтому, говорят, и отверг ее стихи главный редактор журнала «Апполон» Сергей Маковский. Но интерес к женской поэзии в эпоху Серебряного века был велик, и вот что произошло дальше.
Вдохновленная поэтом и другом Максимилианом Волошиным, который был убежден, что поэтическое творчество основывается на мифотворчестве, Лиля стала Черубиной де Габриак, мифической красавицей-поэтессой. И тут началось то, что вышло за рамки приватного развлечения и стало значимым событием литературной и культурной жизни Серебряного века. Постепенно из намеков, полуфраз, поупризнаний сложился образ поэтессы, юной красавицы с золотыми косами, страстной и знатной испанки.
Образ идеально вписывался в декаданс, и в поэтессу влюбились все члены редакции и сам Маковский.
Страсти накалялись, дошло даже до дуэли между М. Волошиным и Н. Гумилевым! Но обман раскрылся. Девушке пришлось уйти из литературы.
Эта мистическая история вдохновила истинную петербурженку, изысканную и тонкую женщину, автора пьес и музыки к романсам, барда Нину Тарасову на создание моноспектакля о Черубине де Габриак. Нина показала свою версию событий. Показала очень трогательно и очень бережно к милой Лиле. Песни перемежались воображаемыми диалогами Сергея Маковского, Максимилиана Волошина, Николая Гумилева и проекцией фотографий того времени на стене.
Смотрю на мир открытыми глазами
Но, может быть, сама я стала сном?
Для бабочки, летящей над цветком?
Ах, Лилечка, думала я, убаюканная голосом певицы, в какую опасную игру ты играла! Но зато хоть ненадолго смогла побыть роковой красавицей, влюбить в себя таких мужчин! Поэтов! Пусть ненадолго, но тело твое стало таким же прекрасным, как и твоя душа.
И еще об удивительной женщине, авторе спектакля Нине Тарасовой.
Она как будто сама из эпохи Серебряного века — талантливая, искренняя, умная, лиричная. Пишет и исполняет песни, сочиняет книжки для детей. После спектакля порадовала гостей кафе своими песнями в дуэте с Еленой Хомской. Был среди них и романс «Вальс в зеркалах», который в 2016 году в Государственном кремлевском дворце исполнялся на презентации антологии лучших романсов века.
Променад мой получился удивительным. Ведь арт-кафе «Подвалъ бродячей собаки» недавно отпраздновало 100-летие. Оно стало легендарным именно в эпоху Серебряного века и до сих пор сохранило атмосферу свободы, творчества в удовольствие, места, где соединяются поэзия, театр и живопись.
Если вам захочется побыть наедине с собой, послушать свою душу под аккомпанемент высокой поэзии и вы будете в этот момент в Санкт-Петербурге, побывайте в «Бродячей собаке».